На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаОхрана труда на транспорте → Охрана труда на автотранспорте

Пожарная безопасность и пожарная профилактика

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба передана из МВД России в МЧС России. В связи с передачей функций противопожарной службы в МЧС России данное министерство осуществляет и государственный пожарный надзор в стране.


В соответствии с федеральным законодательством пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

  1. Государственная противопожарная служба;
  2. муниципальная пожарная охрана;
  3. ведомственная пожарная охрана;
  4. частная пожарная охрана;
  5. добровольная пожарная охрана.

Причины возникновения пожаров на АТП

Пожар — неконтролируемое горение вне специального очага, наносящее материальный ущерб. Крупные пожары нередко принимают характер стихийного бедствия и сопровождаются несчастными случаями с людьми. Особенно опасны пожары в местах хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и газов.


Основными причинами возникновения пожаров на АТП являются:

  1. неосторожное обращение с огнем;
  2. нарушение правил пожарной безопасности при сварочных и других огневых работах;
  3. нарушение правил эксплуатации электрооборудования;
  4. неисправность отопительных приборов;
  5. неправильное устройство термических печей;
  6. нарушение режима эксплуатации устройств для подогрева автомобилей;
  7. нарушение правил пожарной безопасности при аккумуляторных и окрасочных рабатах;
  8. самовозгорание промасленных обтирочных материалов, пропитанных маслом; статическое и атмосферное электричество и др.

При эксплуатации подвижного состава наиболее частыми причинами возникновения пожаров являются:

  1. неисправность электрооборудования автомобиля;
  2. негерметичность системы питания; скопление на двигателе грязи и масла; применение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей для мойки двигателя; подача топлива самотеком;
  3. курение в непосредственной близости от системы питания, применение открытого огня для подогрева двигателя или определения и устранения неисправностей механизмов;
  4. нарушение герметичности газового оборудования на газобаллонном автомобиле и т. д.

Строительные материалы и конструкции, характеристики их пожарной опасности

Возникновение пожаров в зданиях и сооружениях, распространение огня в них в значительной степени зависят от пожароопасных свойств конструкций и материалов, от особенностей технологического процесса. Для оценки пожарной опасности строительных материалов и конструкций важно знать такие их свойства, как возгораемость и огнестойкость. Согласно СНиП П-2 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений. Нормы проектирования» строительные материалы по возгораемости подразделяются на три группы: сгораемые, трудносгораемые и несгораемые. Группы возгораемости строительных материалов устанавливаются стандартом СЭВ 383—76 и определяются по стандартам СЭВ 382—7G и СЭВ 2437—80.


К сгораемым относятся материалы, которые под воздействием огня или высокой температуры воспламеняются или тлеют и продолжают гореть или тлеть после удаления источника огня (древесина, толь, войлок и т. п.).


К трудносгораемым относятся материалы, которые под воздействием огня или высокой температуры воспламеняются, тлеют или обугливаются и продолжают гореть или тлеть только в присутствии источника огня, а после удаления источника огня горение и тление прекращается. Трудносгораемые материалы состоят из несгораемых и сгораемых составляющих, например асфальтовый бетон, гипсовые и бетонные материалы, содержащие более 8 % (массовых) органического наполнителя, цементный фибролит, древесину, подвергнутую глубокой пропитке антипи-ренами, и т. п.


К несгораемым относятся материалы, которые под воздействием огня или высокой температуры не воспламеняются, не тлеют и не обугливаются. К ним относятся все естественные и искусственные неорганические материалы, гипсовые и бетонные материалы, содержащие до 8 % (массовых) органического наполнителя, минераловатные плиты на синтетическом, крахмальном или битумном связывающем при содержании его до 6 % (массовых) и т. п.


Огнестойкость, т. е. способность строительной конструкции сопротивляться воздействию высокой температуры в условиях пожара и сохранять при этом свои эксплуатационные функции, характеризуется пределом огнестойкости. Предел огнестойкости строительных конструкций и элементов определяют промежутком времени в часах от начала испытания на огнестойкость до появления одного из следующих признаков:


образования в конструкции сквозных трещин или сквозных отверстий, через которые проникают продукты сгорания или пламя; на 140 °С или в любой точке этой поверхности больше чем на 180 °С по сравнению с температурой конструкции до испытания или больше чем на 220 °С независимо от температуры конструкции до испытания;


потери конструкцией несущей способности, т. е. обрушения.


По огнестойкости строительные конструкции подразделяют на пять степеней — I—V. Огнестойкость зданий и сооружений определяется степенью огнестойкости их основных конструктивных элементов. Важным свойством строительных конструкций является также их способность сопротивляться распространению огня, которая характеризуется пределом распространения огня (табл. 3.14).


Таблица 3.14. Минимальные пределы огнестойкости и максимальные пределы распространения огня по строительным конструкциям


Минимальные пределы огнестойкости и максимальные пределы распространения огня по строительным конструкциям

Расстояния от площадок для хранения автомобилей до зданий и сооружений АТП должны выбираться в соответствии с требованиями СНиП П—93 «Предприятия по обслуживанию автомобилей» и в зависимости от характеристики зданий и сооружений принимаются следующими, м:


Здания и сооружения I и II степеней огнестойкости со стороны стены


без проемов — Не нормируются


То же, со стороны стен с проемами — 9


Здания и сооружения III степени огнестойкости со стороны стен без проемов — 6


То же, со стороны стен с проемами, здания и сооружения IV и V степеней огнестойкости (независимо от наличия проемов в стенах) — 12


Раздаточные колонки нефтепродуктов — 6


Подземные резервуары для нефтепродуктов — 9


Правильно выбранные расстояния позволяют обеспечить одно из необходимых условий пожарной безопасности.


Противопожарные преграды ограничивают распространение пожара из одной части здания или сооружения в другую. К ним относятся противопожарные стены, перегородки, перекрытия, двери, ворота, люки, тамбур-шлюзы, окна, разрывы.


Противопожарные стены должны опираться на фундамент или фундаментные балки и возводиться на всю высоту здания. Они должны возвышаться над кровлей на 60 см, если хотя бы один из элементов покрытия, за исключением кровли, или несущие конструкции крыши выполнены из сгораемых материалов, и на 30 см, если все элементы покрытия, за исключением кровли, или несущие конструкции крыши выполнены из трудносгораемых и несгораемых материалов.


Противопожарные стены могут и не возвышаться над кровлей, если все элементы покрытия и крыши, за исключением кровли, выполнены из несгораемых материалов. Кроме того, в зданиях с наружными стенами из сгораемых или трудносгораемых материалов противопожарные стены должны выступать за плоскость наружных стен, за карнизы и свесы крыш на 30 см.


Наружные стены из профилированных материалов (металлических листов или асбестоцементных панелей с утеплителем из сгораемых или трудносгораемых материалов или с ленточным остеклением) противопожарные стены должны разделять, не выступая за наружную плоскость стены.


В противопожарных стенах допускается устройство вентиляционных и дымовых каналов. При этом в местах их размещения предел огнестойкости противопожарной стены с каждой стороны канала должен быть не менее 2,5 ч.


Противопожарные стены и перегородки ограничивают распространение пожара по горизонтали. Для ограничения распространения пожара по вертикали устраивают противопожарные перекрытия. Они должны быть без проемов и отверстий, через которые могут проникать продукты горения при пожаре, и примыкать к глухим (без остекления) участкам наружных стен.


Во избежание распространения пожара с одного здания на другое между зданиями и сооружениями необходимо устраивать противопожарные разрывы, которые определяются в соответствии со СНиП 11—89 «Генеральные планы промышленных предприятий. Нормы проектирования» в зависимости от степени огнестойкости этих сооружений (табл. 3.15).


Таблица 3.15. Наименьшие расстояния между производственными зданиями и сооружениями промышленных предприятий


Степень огнестойко­сти зданий и соору­жений

Расстояния, м, при огнестойкости

I и II

III

IV и V

l и ll

Не нормируются для зданий и со­оружений с производствами ка­тегорий Г и Д; 9 — для зданий и сооружений с производствами категорий А, Б и В1

9

12

III

9

12

15

IV и V

12

15

18

1 Расстояние уменьшается до 6 м, если здания и сооружения оборудуют стационарными автоматическими системами пожаротушения; здания и сооружения оборудуют автоматической пожарной сигнализацией; удельная загрузка горючими веществами в зданиях менее или равна 10 кг на 1 м2 площади этажа.


За ширину разрыва между зданиями и сооружениями принимают расстояние в свету между наружными стенами или конструкциями. Ширину разрыва увеличивают на размер выступа конструктивных или архитектурных частей здания, если они выполнены из сгораемых материалов и равны 1 м и более.