На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаОхрана труда на транспорте → Охрана труда на автотранспорте

Предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний на предприятиях автомобильного транспорта

Предупреждение производственного травматизма включает в себя комплекс мероприятий, проводимых в организации по обеспечению требований охраны труда и промышленной безопасности (ОТ и ПБ), состоящий из девяти относительно самостоятельных групп мероприятий:


1. Разработка локальных нормативных документов, определяющих форму и содержание процесса управления охраной труда и промышленной безопасностью в организации: положений о системе управления охраной труда и промышленной безопасностью, приказов о распределении полномочий и ответственности, положений, указаний, инструкций, регламентов и других документов, которым придается статус стандартов организации.


2. Образование (реорганизация) специальных органов управления охраной труда и промышленной безопасностью: службы охраны труда и производственного контроля, комитетов, комиссий и др.


3. Разработка и осуществление организационно-технических мероприятий по обеспечению безопасного состояния зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов, рабочих мест,


4. Разработка и осуществление организационно-технических мероприятий по предупреждению аварий, по готовности организации к локализации и устранению последствий аварий.


5. Разработка и осуществление санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на поддержание работоспособности и здоровья работников.


6. Разработка и осуществление мероприятий по обучению охране труда и промышленной безопасности и повышению квалификации персонала, по поддержанию трудовой и технологической дисциплины, пропаганде и др.


7. Разработка и осуществление социально-экономических мероприятий, вытекающих из требований законодательства об охране труда, промышленной безопасности и социального страхования.


8. Организация и осуществление контроля состояния охраны труда и промышленной безопасности в организации (производственного контроля, общественного контроля).


9. Учет проводимой работы, подготовка и представление в соответствующие органы отчетности о состоянии охраны труда и промышленной безопасности в организации.

Методы анализа производственного травматизма

Анализ причин травматизма позволяет разработать мероприятия, предупреждающие несчастные случаи. Для изучения причин травматизма на практике применяют в основном статистический (и его разновидности — групповой и топографический) и монографический методы.


Статистический метод. Уровень травматизма оценивается этим методом посредством двух показателей — коэффициента частоты и коэффициента тяжести.


Ип = 100Д3/Р или И3 = 100С/Кобщ

Коэффициент частоты (Кч) является количественным показателем и характеризует число пострадавших при несчастных случаях на 1000 работающих за отчетный период


Кч = 100n/P

где п — число пострадавших при несчастных случаях с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и смертельным исходом; Р — среднесписочное число работающих (включая и временных) в отчетном периоде.


Коэффициент тяжести К' показывает среднее число дней нетрудоспособности, приходящихся на одного пострадавшего в отчетном периоде:


где Д — число дней нетрудоспособности пострадавших.


где Аобщ — общее число дней нетрудоспособности за отчетный период.


Групповой метод. Материал расследования распределяется по группам с учетом определенных признаков, таких как профессия, вид и стаж работы, возраст пострадавшего, время суток и года, тип подвижного состава, травмирующий фактор, характер повреждения и т. д.


Топографический метод. Изучаются причины несчастных случаев по месту их происшествия. На план АТП, отдельного корпуса, цеха условными знаками наносится число несчастных случаев, что позволяет выявить особо опасные рабочие места и производственные участки.


Монографический метод. Проводится углубленный анализ производственных травм, детально исследуются технологический процесс, выполняемые операции, рабочее место, санитарно-гигиенические условия, основное и вспомогательное оборудование, средства индивидуальной защиты, обстоятельства, при которых произошел несчастный случай. Метод позволяет определить организационно-технические мероприятия по профилактике травматизма.


Анализ заболеваемости позволяет выявить неблагоприятные факторы, оказывающие вредное воздействие на здоровье работающих, и оценить последствия заболеваемости. Эти последствия оцениваются с помощью показателей интенсивности заболеваемости, экстенсивных показателей и показателя длительности одного случая заболевания.


Количественные показатели интенсивности рассчитываются по числу дней нетрудоспособности (ИН) или по числу случаев заболеваний (ИЗ):


Пд = 100Д3/С,

где Д3 — число дней заболеваний; С — число случаев заболеваний за отчетный период.


Экстенсивные показатели Э, характеризующие структуру заболеваемости, рассчитываются соответственно по числу дней нетрудоспособности по одному из видов заболевания Д или по числу случаев потери трудоспособности по одному из заболеваний К*.


Показатель длительности одного случая заболевания. Отчет о причинах временной нетрудоспособности составляют по установленной форме № 16-вн.

Схемы причинно-следственных связей

В соответствии с «Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве» расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие на территории предприятия, вне территории предприятия при выполнении пострадавшим трудовых обязанностей, задания администрации предприятия, руководителя работ, бригадира, мастера, начальника участка и т. д., а также при следовании на предоставленном предприятием транспортном средстве на работу или с работы. Причем расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие как в течение рабочего времени (включая установленные перерывы), так и в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства, одежды перед началом или по окончании работы, а также при выполнении работ в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни. Администрация не освобождается от расследования и учета несчастного случая, даже если он произошел по окончании рабочего дня (смены) позднее времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства, одежды и т. д. Однако в этом случае, кроме расследования и оформления несчастного случая актом по форме Н-1, требуется установить причину задержки работника на АТП. Если эта причина не вызвана производственной или общественной надобностью, следует обратить внимание пострадавшего и администрации на недопустимость такой задержки и отобразить это в материалах расследования.


Групповые несчастные случаи, несчастные случаи с тяжелым или смертельным исходом подлежат специальному расследованию.


Ответственность за правильные и своевременные расследования и учет несчастных случаев несет непосредственно руководитель предприятия, руководители структурных подразделений и производственных участков, прошедшие переаттестацию в течение 6 месяцев после выдачи сертификата.


Для получения сертификата любой категории обязательно необходимо выполнить еще ряд условий, а именно: иметь службу охраны труда, программу мероприятий по улучшению условий и охраны труда и положительное заключение от территориальных органов надзора; регулярно проводить обучение работающих по охране труда.


Сертификация проводится по специальной процедуре в несколько этапов.


Расследование и учет несчастных случаев на производстве. Критерии, позволяющие классифицировать травму как производственную (несчастный случай на производстве), порядок проведения расследования и учета несчастных случаев определены в «Положении о расследовании и учете несчастных случаев на производстве», утвержденном постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 279.


В соответствии с этим Положением расследуются и подлежат учету все несчастные случаи на производстве, повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо его смерть, если они произошли:


  1. в течение рабочего времени на территории организации или вне ее (включая установленные перерывы), а также во время, необходимое для приведения в порядок орудий труда, одежды и т. п. перед началом или по окончании работы, а также при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни;
  2. при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте либо на личном транспорте при наличии соответствующего договора о его использовании в производственных целях;
  3. при следовании к месту командировки и обратно;
  4. при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на автотранспортном средстве, механик рефрижераторной секции, проводник в поезде и т. п.);
  5. при работе вахтово-экспедиционным методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время;
  6. при привлечении работника в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастрофы, аварии и других чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера;
  7. при осуществлении не входящих в трудовые обязанности работника действий, но совершаемых в интересах работодателя или направленных на предотвращение аварии или несчастного случая.

Несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с работником, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев. Поэтому работодатель обязан в течение суток сообщить о несчастном случае в исполнительный орган социального страхования (по месту регистрации в качестве страхователя).


Первоочередные меры при несчастном случае. О несчастном случае пострадавший или очевидец сообщает непосредственному руководителю работ, который обязан организовать первую помощь, сообщить работодателю о несчастном случае, сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если, конечно, это не угрожает жизни и здоровью людей и не приведет к аварии. В случае невозможности ее сохранения — зафиксировать сложившуюся обстановку с помощью схем, фотографий и т. п.