На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаОхрана труда для служб и руководителей → Модели управления охраной труда на предприятии

Планирование в реализации политики

Планирование относится к одной из важнейших функций управления и является одним из инструментов в достижении целей.


Оно включает следующие действия:

  1. установление целевых задач в области охраны труда в плановом интервале, оптимальных уровней безопасности на основе прогноза наличия опасных и вредных производств, а также прогнозирование возможных последствий этого;
  2. определение путей и методов достижения поставленных целей и оптимальных уровней (без)опасности на определенный период времени, а также направлений в работе по совершенствованию действующего механизма СУОТ.
  3. определение объема и приоритетов необходимых финансовых инвестиций для достижения поставленных целей и оптимизации (нормализации) условий труда.

Планирование основывается на методах целевого управления и реализуется в виде разработки или формирования:

  1. целевых программ, перспективных, комплексных, текущих и оперативных планов;
  2. мероприятий в связи с имевшими место несчастными случаями, авариями, профессиональными заболеваниями, подготовленных на основе анализа статистики травматизма и аварийных происшествий, предписаний госнадзорных органов и служб предприятия;
  3. фонда охраны труда в размере не менее, чем предусмотрено законодательными или иными нормативно-правовыми актами.

Наиболее важным управленческим регулированием является текущее и перспективное планирование уровня охраны труда, которое должно осуществляться с учётом:

  1. провозглашенных целей и политики в области ОТ;
  2. состояния системы и фактического уровня производственного травматизма в рассматриваемый промежуток времени;
  3. прогнозирования изменения состояния системы;
  4. результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и оценки профессиональных рисков;
  5. конкретных задач, которые могут быть выполнены в установленный срок;
  6. необходимости устранения выявленных несоответствий по результатам контроля и расследования несчастных случаев;
  7. наличия средств, с помощью которых будут выполняться поставленные задачи;
  8. способов контроля за ходом выполнения плана;
  9. и др.

Являясь одной из основных функций управления, планирование в сочетании с прогнозированием обеспечивает получение исходных данных для установления задач, исходя из общих прогнозов развития отрасли, народно-хозяйственных интересов и интересов предприятия, установление показателей деятельности предприятия в области охраны труда. При этом главной задачей планирования является конкретизация достижения целевых показателей во времени, ресурсах, по исполнителям.

Чтобы планирование было эффективным, оно должно осуществляться на основе определенных принципов, к которым относятся следующие

1. Полнота мероприятий. Это их способность воздействовать на все возможные проявления опасности или вредности, на устранение или нейтрализацию которых они направлены для того, чтобы полностью их исключить или довести до оптимальных (приемлемых) значений.


2. Реальность выполнения мероприятий. Определяется прежде всего наличием необходимых финансовых средств, материалов, оборудования, трудовых ресурсов, а также их технологичностью.


3. Конкретность мероприятий. Планируемые мероприятия должны содержать ответы на вопросы: что надо сделать, когда, где, как, а также кто это сделает.


4. Доступность мероприятий. Связана с адекватностью их защитного действия. Если работающие будут четко видеть и понимать, от каких опасностей или вредностей и насколько надежно они защищают, то они будут более охотно и тщательно их реализовывать.


5. Перспективность мероприятий, выражающаяся в планировании основных заданий на длительную, среднюю или ближайшую перспективу. Однако в существующих условиях нестабильных рыночных отношений и весьма ограниченных финансовых ресурсов, реальность планирования ограничивается коротким сроком: один - два года и только по некоторым направлениям, очевидно, возможно планирование на срок до 5 лет.


Это связано с тем, что чем больший период времени охватывает план, тем больше возникает необходимость в его корректировке, т.к., во-первых, при подготовке плана можно установить и проследить лишь ограниченное число факторов, в результате чего остается множество неучтенных обстоятельств, оказывающих влияние на выполнение плана; во-вторых, за время, намеченное для осуществления плана, изменяются средства его осуществления, происходят события, которые влияют на реализацию плана и влияние которых ранее не могло быть учтено.


6. Выбор ведущего звена, или «принцип приоритета целей», который определяет основные приоритетные направления в распределении материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Такими направлениями могут быть улучшение условий труда, совершенствование технологии, повышение профессионального уровня работающих.


7. Непрерывность планирования, выражающееся в формировании и наличии планов мероприятий и прогнозов на любой временной период.


Для решения целевых задач на предприятии должен разрабатываться комплекс организационно-технических и санитарно-оздоровительных мероприятий, осуществляемых в плановом порядке, направленных на улучшение условий труда, санитарно-бытового обеспечения работающих на производстве, предупреждение несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Опыт показывает, что предпочтение следует отдавать таким мероприятиям по повышению безопасности труда, как снижение производственных рисков, устранение опасных производств, вывод работающих из опасных или вредных зон с помощью применения дистанционного или автоматического управления машинами и агрегатами, другим мероприятиям социальной значимости.


Планирование мероприятий должно осуществляться на основе поэлементного анализа законодательных норм путем постановки вопроса «что мы можем реально сделать ?»:

  1. по улучшению условий труда,
  2. по совершенствованию технологий,
  3. по улучшению организационного обеспечения и организации производства работ на рабочих местах,
  4. по повышению профессионального уровня работников среднего звена и рабочих,
  5. по привлечению психологических ресурсов и формированию адекватной идеологии у персонала,
  6. по совершенствованию работы и повышению профессионального уровня специалистов СОТ,
  7. по внедрению новых форм и методов трудоохранной деятельности.

А для того, чтобы они носили конкретный характер, при планировании необходимо четко указывать:

  1. что будет сделано ? ( в виде проекта, отдельных мер);
  2. для чего будет сделано ? (было/цель/стало);
  3. кем будет сделано ? (ответственные исполнители);
  4. до какого срока будут выполнены мероприятия ? (срок);
  5. какие средства для этого потребуются ? (ресурсы).

Исходными материалами для разработки планов являются анализ не только предшествующей статистики, но и прогнозные предположения об уровне травматизма, данные о состоянии условий труда и санитарно-бытовых помещений, об уровнях и характере рисков (наличии опасных производств и вредных источников производственных факторов), данные о выявленных нарушениях в ходе контрольно-надзорной деятельности и предписания госнадзорных органов, экономические показатели, связанные с наличием несчастных случаев и профзаболеваний, и др.


При разработке мероприятий следует учитывать их экономическую и социальную значимость, при этом предпочтение следует отдавать мерам, имеющим социальную направленность. Это во многом определяет успешность их выполнения и отношение работников, которым предстоит их выполнять. Они должны видеть, что это не только нужно, но и выгодно для предприятия.


Под экономической эффективностью понимаются размер экономических выгод предприятия, связанных с внедрением мероприятий по охране труда и уменьшением количества несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий. Исходными данными для расчетов экономической эффективности мероприятий по охране труда должны служить сведения о заболеваемости, травматизме, инвалидности, социально-гигиенических условиях труда.


Социальная эффективность или значимость мероприятий определяется степенью улучшения производственной обстановки и количества людей, для которых улучшились условия труда.


Необходимыми условиями успешного выполнения запланированных мероприятий и решения поставленных целевых задач является следующее:


1. Выполняемость, реальность, конкретность, логичность: любой план достижения цели должен иметь критерии качества.

2. Контроль за выполнением мероприятий.

3. Координация взаимодействия персонала.


Как правило, контроль за выполнением отдельных мероприятий возлагается на профилирующую службу(ы), а координация и общий контроль на службу главного инженера и службу охраны труда.


Мероприятия целесообразно разрабатывать по следующим основным направлениям: улучшение условий и комфортности труда, совершенствование технологии производства работ, обеспечение средствами индивидуальной защиты и санитарно-бытовыми помещениями, осуществление санитарно-гигиенического контроля и др. Все проводимые мероприятия должны быть адекватны поставленным целям.


Окончательная редакция сформированного комплексного плана согласовывается с соответствующими специалистами предприятия и представляется на утверждение собственнику предприятия. После утверждения план вступает в силу как официальный документ и должен быть разослан в заинтересованные подразделения и службы, другим должностным лицам (по необходимости). Контрольный экземпляр мероприятий хранится в службе (отделе) охраны труда.


Все процедуры, связанные с подготовкой, оформлением и рассылкой плана мероприятий должны быть завершены не позднее второй декады января планируемого года.


Кроме комплексного плана подразделения могут разрабатывать и другие мероприятия, направленные на совершенствование охраны труда, обеспечение безопасности, которые могут быть выполнены собственными силами подразделения. Такие мероприятия утверждаются руководителем соответствующего подразделения. Копии мероприятий должны быть направлены в службу охраны труда. Финансирование мероприятий комплексного плана может осуществляться за счет разных источников. Общая сумма средств, выделяемых на выполнение комплексных мероприятий, оговаривается в текстовой части коллективного договора.


Ответственность возлагается: за финансирование мероприятий - на финансово-экономическую службу (главный бухгалтер, начальник планового отдела); за поставку необходимых материалов, оборудования, комплектующих изделий - на службу материально-технического обеспечения; за своевременное выполнение мероприятий комплексного плана на руководителя подразделения - заказчика и руководителя подразделения - исполнителя.


Общий контроль за исполнением целевой программы и плана мероприятий осуществляет служба (отдел) охраны труда. Для этого периодически, но не реже 1 раза в квартал СОТ представляет собственнику информацию о ходе выполнения мероприятий, на основании которой он на производственном совещании заслушивает руководителей хозяйств, по которым мероприятия не выполняются в установленные сроки, принимает на этот счет соответствующие решения.


По окончании календарного года СОТ представляет руководителю предприятия и профсоюзам справку о выполнении запланированных мероприятий. Информация о ходе выполнения мероприятий может представляться другим заинтересованным службам по их требованию и в другие сроки.

Текущее планирование

Заключается в подготовке плана работы службы (отдела) и кабинета охраны труда, там, где он имеется, на каждое полугодие или квартал. План должен предусматривать проведение учебных мероприятий и консультаций, разработку и внедрение нормативных документов, действующих в рамках предприятия, контрольно-надзорную деятельность, осуществление других организационных, инженерных и методических мероприятий, исходя из функций СОТ.

Оперативное планирование

Предусматривает разработку и осуществление профилактических мероприятий по результатам:

  1. расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий;
  2. предписаний специалистов надзора предприятия в рамках системы непрерывного мониторинга;
  3. предписаний органов Госнадзора, комплексных и взаимных проверок;
  4. аттестации (паспортизации) рабочих мест по условиям труда.

В случае необходимости выполнения долговременных мероприятий, последние должны учитываться в дальнейшем при перспективном планировании.


При планировании предполагается следующая последовательность действий:


Сбор и анализ необходимой информации —>формулирование цели —> разработка плана программы —> решение вопросов финансового и материально-технического обеспечения —> постановка задач исполнителям —> мониторинг взаимодействия —> координация взаимодействия —> оценка результатов —> сбор и анализ информации...