На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаОхрана труда для служб и руководителей → Модели управления охраной труда на предприятии

Политика в охране труда

Изменения, которые происходят в охране труда в последние годы, требуют рационализации не только системы управления, но и совершенствование форм и методов общеорганизационного обеспечения трудоохранной деятельности, четкой организации безопасного производства работ непосредственно на производственных участках и рабочих местах. Это может быть осуществлено, если на предприятии будут обозначены концептуальная политика и факторы, образующие систему эффективного управления профессиональной безопасностью, сформировано целостное видение перспектив и текущих задач.


Значение политики состоит в том, что она во многом определяет состояние охраны труда на предприятии, дальнейшие направления, перспективы, цели и задачи, основные приоритеты трудоохранной деятельности на определённый, обозначенный период. Наличие и реализация политики в сфере охраны труда, ориентированной на конкретные результаты, является одним из важных и необходимых условий результативного функционирования системы управления и одной из составляющих типовой модели управления профессиональной безопасностью и здоровьем.


В дальнейшем под политикой в области охраны труда понимается публично провозглашенное работодателем заявление, в котором он выражает свои взгляды и намерения по развитию СУ, созданию условий для безопасного и безвредного производства работ и процессов, дальнейшему совершенствованию трудоохранной деятельности и достижению заявленных целей.


Основываясь на теории и практике применения систем управления качеством, трансформируя их на системы управления охраной труда и учитывая требования (рекомендации) стандартов OHSAS 18001:1999 (ДСТУ - П OHSAS 18001:2006). OHSAS 18002:2000 (ДСТУ - П OHSAS 18002:2006), ILO OSH 2001, можно сформулировать следующие основные тезисы современной трудоохранной политики на производственном уровне (на предприятии).


Первое. Политика в области охраны труда (безопасности труда) должна исходить из принципа приоритетности сохранения жизни и здоровья человека в процессе трудовой деятельности, провозглашённого на законодательном уровне, предусматривать решение трудоохранных проблем и обеспечение безопасности на основе правовых норм и международных стандартов управления, реализацию комплекса организационных, технико-технологических, санитарно-гигиенических, социально-психологических и других мер, направленных на снижение производственных рисков, создание на рабочих местах не только безопасных, но и комфортных условий труда, совершенствование системы управления и общеорганизационного обеспечения, построенных на механизме мотивации, как важной составляющей организации процессов, соблюдения норм и правил безопасности.


Второе. Политика должна базироваться на отечественной государственной концепции в сфере охраны труда, сложившихся к текущему периоду современных тенденциях, требованиях национальных нормативно-правовых актов, гармонизированных с международными стандартами, вместе с тем, учитывать специфические особенности самого предприятия и наработанной практики.


Третье. Она должна предусматривать системно-комплексное и интегрированное решение трудоохранных проблем с учётом необходимости обеспечения экологической и промышленной безопасности, повышения качества процессов труда, надежности функционирования предприятия, формирования его имиджа.


Политика должна содержать (определять) общие цели по повышению безопасности, снижению уровней производственных рисков, улучшению условий труда, доведению их до нормативных или приемламых требований, при этом цели должны быть установлены по каждой функции, задаче и процессу, уровню управления и иметь по возможности количественное выражение.


В основу политики должен быть положен многоцелевой, системный процесс - ориентированный подход, использующий научную базу менеджмента, практический опыт разработки и применения систем управления качеством, промышленной и экологической безопасностью, обеспечивающий реализацию всех направлений трудоохранной деятельности с максимально возможной результативностью, создание предпосылок для безопасного и безвредного производства работ и процессов.


В отличие от системы управления, построенной на административных (репрессивных) методах (надзор и наказание), в основе успешной политики лежат профессиональная компетентность, дисциплина, ответственность, самомотивация персонала, организационная культура.


Установлено, что политика, основанная на высокой профессиональной компетентности, дисциплине, ответственности, самомотивации персонала, значительно более эффективна, нежели построенная исключительно на контроле и наказании.


Четвёртое. В отличие от технократического, административного и репрессивного стилей управления философия современной политики базируется также на принципиально новой идеологии и заключается в антропосоциальной направленности, в центре которой человек, обобщенно-персонал предприятия; политика, учитывающая существенное влияние психофизиологических качеств человека по снижению (или повышению) факторов риска, предусматривающая смещение акцентов в работе на социальные и личностные факторы, профессиональные и интеллектуальные качества работников, усиление значимости активных, мотивационных и аналитических форм влияния и организационного регулирования.


Пятое. Подготовка и вовлечение в управление, в организационные процессы персонала на всех уровнях структурно-функциональной схемы от высшего руководства (топ-менеджеры) до рядовых исполнителей; формирование соответствующей идеологии и чувства корпоративности, принадлежности к одной команде; создание условий для самомотивации безопасных действий и совершенствования трудоохранной деятельности; четкое распределение ролевого участия, функций (обязанностей), полномочий, ответственности, взаимодействие служб, подразделений, персонала.


Шестое. Политика должна быть доведена до сведения всего персонала предприятия -актуализирована (требование МС БД 8000) с тем, чтобы каждый работник на всех уровнях знал о своих обязанностях; она должна быть понятной и доступной для персонала и общественности, других заинтересованных сторон и ответственных исполнителей, учитывать их требования; она должна быть документирована, внедрена и поддерживаться в рабочем состоянии.


Седьмое. Политика периодически должна подвергаться анализу и на основе полученных результатов постоянно совершенствоваться для предотвращения негативных инцидентов и повышения результативности функционирования; она должна предусматривать развитие системы управления и общеорганизационного обеспечения, приведения её к виду, адекватному сложившейся на текущий момент ситуации.


Восьмое. Особенность политики на современном этапе заключается в том, что на первое место выдвигаются категории, определяющие успешность деятельности, имидж и бизнес-интересы предприятия, к необходимым условиям которых относятся:

  1. Безопасность человека (персонала);
  2. Качество производственных и трудовых процессов;
  3. Надёжность функционирования предприятия.

Девятое. Одновременно осуществляется техническая политика - как составляющая общей политики в области охраны труда путём:

  1. разработки инженерных решений и внедрения новейших (безопасных) технологий, технических средств и процессов с высокими показателями безопасности;
  2. приведения действующих производств в соответствие с установленными требованиями безопасности и санитарно-гигиеническими нормами;
  3. содержания технико-технологических средств в исправном состоянии и организации их безопасной эксплуатации;
  4. обеспечения устойчивой и безаварийной работы потенциально-опасных объектов, предотвращения и локализации аварийных ситуаций (инцидентов);
  5. организации безопасного производства работ повышенной опасности;
  6. оснащения производств, цехов, участков и рабочих мест эффективными средствами диагностики, оценки и прогнозирования производственного риска, средствами механизации, автоматизации, дистанционного управления и сигнализации, коллективной и индивидуальной защиты работников, приборами контроля опасных производственных факторов, системами противоаварийной защиты;
  7. принятия других адекватных мер.

К числу приоритетных направлений деятельности, которые должны найти отражение в Политике, относятся такие, например, как:

  1. постоянное улучшение условий труда, доведение их до показателей, близких к нормативным, снижение количества рабочих мест, не соответствующих нормативным требованиям;
  2. уменьшение профессионального риска до реально приемлемых уровней;
  3. формирование в коллективах корпоративной и поведенческой культуры, принципа - работать безопасно - всегда более важно, чем работать выгодно или производительно;
  4. осуществление социальных мер, в том числе социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание и т.д.;
  5. выделение необходимых финансовых средств и материальных ресурсов на цели охраны труда.

Обеспечение широкой поддержки принятой политики на всех уровнях может быть достигнуто путём популяризации её сути, широкого информирования трудовых коллективов о целевых задачах, экспонирования на специальных стендах, включения раздела «Политика в охране труда и её реализация» в учебные программы и должностные обязанности руководителей всех уровней задач.


Для того, чтобы политика не носила только формальный характер, а имела практическое значение и реализовывалась, процесс реализации и результативность её должны постоянно контролироваться; для этого должны быть назначены должностные лица, ответственные за эти процедуры и функционирование целостной системы трудоохранной деятельности.


Документом, который определяет трудоохранную политику предприятия и порядок ее реализации на ближайшую и более отдаленную перспективу, может быть Целевая программа по охране труда (ЦП) на определённый период, представляющая собой единый комплекс организационных, технико-технологических, санитарно-гигиенических, учебно-пропагандистских, социальных, других мер и действий, которые позволяют обеспечивать достижение заданных целей, улучшение условий труда, повышение безопасности производственных процессов, снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний, концентрировать внимание и ресурсы на ключевых приоритетах. Концепция программы строится с учетом прогнозирования общих изменений в деятельности предприятия, экономических, других исходных предпосылок и реальных факторов, которые могут оказать влияние на общее состояние охраны труда.


Разумеется, целевая программа должна подкрепляться финансовыми средствами.


В дальнейшем целевая программа является основой для формирования ежегодных комплексных мероприятий, которые включаются в коллективный договор, а также для всей работы в течение того срока, на который она разработана.


Целевая программа должна предусматривать совершенствование нормативно-правовой базы, повышение профессионального уровня персонала, оснащение рабочих мест и работников средствами коллективной и индивидуальной защиты, рационализацию производственных технологий, приобретение средств измерительной техники, решение других ключевых проблем.


Программа должна быть ориентирована на внедрение активных форм влияния на охрану труда и предполагать изучение всех факторов, небезопасных ситуаций, характера поведения персонала, послуживших основанием к возникновению несчастных случаев и аварийных происшествий.


Реализация концептуальной политики и принятой программы осуществляется в процессе управления, принятия инженерных решений, общеорганизационного обеспечения, организации безопасного производства работ. В соответствии с политикой определяются функции службы охраны труда и все виды трудоохранной деятельности, которая осуществляется согласно законодательным и иным нормативно-правовым актам во взаимодействии со структурными производственными подразделениями и функциональными службами, общественными институтами (профсоюзы, комиссии или комитеты по охране труда), органами межотраслевой и отраслевой системы государственного управления, надзора и контроля в области охраны труда. Должностные обязанности, полномочия и ответственность работников по реализации политики регламентируются соответствующими указаниями в приказах, инструкциями, положениями.


Корректировка политики и обеспечение ее постоянного соответствия потребностям предприятия производится на основании результатов контрольно-надзорной деятельности, аттестации рабочих мест по условиям труда, в связи с изменяющимся характером основной деятельности.