На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаОхрана труда для служб и руководителей → Модели управления охраной труда на предприятии

Функции, процессы и субпроцессы в Системе управления на основе Типовой модели

1. Разработка и реализация политики, ориентированной на результат.


1.1. Постановка целевых задач, документальное оформление, доведение до сведения всего персонала, поддержание в рабочем состоянии, контроль за исполнением (реализацией).


1.2. Периодический анализ и корректирование.


2. Прогнозирование и целевое планирование.


2.1. Анализ тенденций развития и изменений в характере основной деятельности и производственных процессах, выявление показателей и факторов, которые в наибольшей степени влияют на состояние системы и уровень безопасности.


2.2. Планирование работ и мер по разработке и внедрению всех элементов системы управления по идентификации, оценке рисков и управления ими.


2.3. Подготовка на основе оценки рисков целевых задач, которые соответствуют провозглашённой политике.


2.4. Определение приоритетов, разработка планов и программ по улучшению условий труда, уменьшению и устранению производственных факторов риска, по достижению поставленных целей, их анализ и корректирование.


2.5. Определение необходимых людских, финансовых и материальных ресурсов для реализации целевых задач.


3. Внедрение и управление.


3.1. Организация процессов.


3.1.1. Формирование органов (структур) управления охраной труда, распределение обязанностей, полномочий, ролевого участия, зон ответственности персонала в вопросах:

  1. Функционирования системы управления и общеорганизационного обеспечения;
  2. Обеспечения функционирования СУОТ на основе реализации соответствующих функций и задач;
  3. Организация безопасного производства работ и процессов;
  4. Содержания в исправном состоянии энергетических систем, оборудования, механизмов, других технических и технологических средств, зданий и сооружений;
  5. Доведения производственных факторов рисков на рабочих местах и участках до приемлемых уровней, осуществление надзора за выполнением норм и требований охраны труда;
  6. Обеспечения качества, дисциплины, культуры труда.

3.1.2. Организация управления и общеорганизационного обеспечения:

  1. Определение структуры процессов и процедур, которые формируют систему управления и их применение на всех уровнях;
  2. Установление последовательности и порядка взаимодействия этих процессов, процедур и персонала;
  3. Установление критериев и методов, обеспечивающих результативность функционирования этих процессов и управление ими;
  4. Осуществление мониторинга, измерений и анализа процессов;
  5. Осуществление мер, которые обеспечивают достижение запланированных или желаемых результатов и постоянное совершенствование этих процессов.

3.2. Управление персоналом:

  1. Повышение профессиональной компетенции и профессиональный отбор (подбор, обучение, аттестация, оценка кадров);
  2. Социально-психологическое сопровождение (формирование идеологии безопасности и корпоративной культуры; изучение и создание в трудовых коллективах социального микроклимата, способствующего психофизиологической активности в процессе трудовой деятельности; обучение персонала психологической грамотности);
  3. Мотивационное регулирование и стимулирование (разработка и реализация программы стимулирования, исходя из тезиса, что потребность в безопасности является одной из основных в иерархии потребностей человека);
  4. Пропаганда;
  5. Вовлечение персонала в управленческие и организационные процессы (участие рабочих и их представителей в консультациях и внедрении всех элементов безопасности труда, создание условий для эффективного функционирования общественных формирований (профсоюзных органов, комиссий, комитетов по охране труда);
  6. Обучение по вопросам управления профессиональной, промышленной и экологической безопасностью, по разработке и внедрению стандартов управления.

3.3. Управление безопасностью промышленных объектов и производственно-технологических процессов:

  1. Управление проектами, технологиями и инновационными процессами;
  2. Обеспечение безопасной эксплуатации транспортно-технологичес-ких, энергетических систем, оборудования, механизмов;
  3. Обеспечение безопасной эксплуатации объектов повышенной опасности (идентификация опасных промышленных объектов; установление и поддержание процедур идентификации и мониторинга в рабочем состоянии; всесторонний анализ и оценка ситуаций и рисков, при которых возможно возникновение аварийных инцидентов; реализация организационных и технических мер по предупреждению аварий, связанных с функционированием потенциально-опасного(ых) промышленного(ых) объекта(ов); надзор за соответствием принятых предупредительных мер нормативным требованиям;
  4. Обеспечение безопасной эксплуатации зданий, гидротехнических и других инженерных сооружений;
  5. Организация и обеспечение безопасного производства работ и процессов (рациональный выбор безопасных технологий и размещения производственного оборудования, оснастки, приспособлений, инструмента, организация их безопасного использования; распределение функций и взаимодействие при исполнении трудовых, производственных процессов и технологических операций; организация взаимодействия со сторонними организациями, осуществляющими свою деятельность на территории предприятия в условиях действующего производства, установление эффективных коммуникативных и координационных связей между соответствующими уровнями организаций и предприятия; обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты; эффективный надзор за действиями персонала);
  6. Обеспечение безопасного движения транспортно-технологических средств и пешеходов;
  7. Обеспечение экологической и пожарной безопасности;
  8. Метрологическое обеспечение;
  9. Нормализация (оптимизация) санитарно-гигиенических условий труда на основе аттестации рабочих мест и результатов мониторинга. Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха;
  10. Организация лечебно-профилактического и социально-психологического обеспечения. Санитарно-бытовое обслуживание;
  11. Обеспечение безопасности в условиях чрезвычайных и аварийных ситуаций (разработка планов локализации аварий и ликвидации их последствий, обучение персонала безопасному ведению работ и правилам поведения в условиях ЧС (чрезвычайных ситуаций).

3.4. Формирование нормативно-правовой и информационной базы Системы, управление данными и документацией:

  1. Накопление массива законодательных и иных нормативно-правовых актов, разработка и последующая корректировка внутрифирменных стандартов управления (СТП, СОУ), должностных инструкций, инструкций по охране труда, положений, технологических и других регламентов, определяющих порядок общеорганизационного обеспечения, безопасного производства работ и процессов, организация информационного обмена, взаимодействия по вертикали и горизонтали;
  2. Организация процедур получения, хранения, документирования, ведения организационно-распорядительных документов, регистрационных журналов, записей (протоколов, актов и т.д.), формирующих в целом систему управления документами и записями.

3.5. Обеспечение финансовыми и материальными ресурсами.


4. Контроль и корректирующие действия.


4.1. Разработка и поддержание в рабочем состоянии процедур мониторинга функционирования Системы (качественное и количественное измерение и оценка показателей функционирования производственных процессов, степени достижения провозглашённых целей), предупреждающие (проактивные) и последующие (реактивные) действия, регистрация данных и результатов мониторинга, достаточных для выработки последующих исправляющих, предупреждающих и корректирующих мер.


4.2. Учёт, анализ, расследование обстоятельств и причин профессионально-обусловленных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварийных происшествий и других несоответствий; инициирование и реализация исправляющих и корректирующих действий, анализ их эффективности.


4.3. Разработка и поддержание в рабочем состоянии процедур идентификации, хранения и воспроизводства записей по вопросам обеспечения безопасности, анализ соответствия их требованиям нормативно-правовых актов и стандартам управления.


4.4. Внутренний аудит Системы.


Разработка регламента (положения, внутрифирменного стандарта), определяющего порядок и процедуру аудита по охране труда с тем, чтобы определить, насколько Система управления охраной труда (профессиональной безопасностью):

  1. Соответствует запланированной схеме, а также требованиям OHSAS 18001:1999, OHSAS 18001:2007, ДСТУ-П OHSAS 18001-2006, ILO OSH-2001, действующим на предприятии (в организации) внутренним стандартам;
  2. Должным образом внедрена и поддерживается;
  3. Результативна, соответствует требованиям Политики и обозначенных целей.

4.5. Формирование на этой основе многоступенчатой поливариантной системы контроля за функционированием СУОТ, состоянием охраны труда в целом и непрерывного мониторинга за производством работ и процессов.


5. Анализ и оценка функционирования Системы со стороны руководства.


5.1. Разработка системы базовых, аналитических и оценочных показателей и стандартов контроля за функционированием СУОТ и системы надзора за производством работ; организация мониторинга процессов.


5.2. Анализ и оценка результативности функционирования Системы управления на основе принятых показателей (критериев) на соответствие её целям и задачам предприятия, а также международным стандартам. Выявление всех видов несоответствий и факторов, опасных и вредных воздействий, имевших место и не исключающих их воздействия в дальнейшем.


6. Непрерывное совершенствование (развитие) системы управления.


Предусматривает осуществление по результатам мониторинга инициирующих, корректирующих и предупреждающих воздействий, направленных на обеспечение адекватного функционирования и развития Системы (СУОТ), повышение её результативности.


В соответствии с вышесказанным процесс перехода от традиционной к более совершенной модели управления представлен на Рис. 11.


Процессы перехода к новой (более совершенной) модели системы управления

Рис. 11. Процессы перехода к новой (более совершенной) модели системы управления