На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаОхрана труда для служб и руководителей → Модели управления охраной труда на предприятии

Функциональный, процессный и процессно-функциональный подходы. Контроль за функционированием процессов

Контроль за функционированием осуществляется на всём протяжении от входа до выхода. Влияние на процесс с целью предупреждения возможных несоответствий, а не на результат - это базовая концепция стандартов ISO серии 9000.


Одним из критериев оценки результативности функционирования процесса наряду с экономическими показателями могут служить уровни частоты и тяжести несчастных случаев, а также ряд других показателей.


При разработке, внедрении, поддержке, совершенствовании и описании процессного подхода целесообразно соблюдать определённую последовательность действий.


При разработке и внедрении:

  1. определить перечень (состав) основных, поддерживающих, управленческих процессов (подпроцессов) и процедур, установить последовательность и порядок их взаимодействия с другими процессами;
  2. назначить собственника процесса (process owner), при этом на каждый процесс может быть один собственник, который полностью отвечает за функционирование и улучшение процесса, а также руководителя (координатора, менеджера процесса - a process manager), отвечающего за качество его функционирования и непосредственного исполнителя процесса.

Определить ответственность и полномочия каждого из них в границах процесса:

  1. описать (задокументировать) процессы, при этом каждый из них должен иметь методику, которая регламентирует порядок и последовательность его выполнения;
  2. установить критерии результативности функционирования процессов и методы, обеспечивающие управление ими;
  3. обеспечить наличие финансовых, материальных ресурсов и информации, необходимых для поддержки и мониторинга этих процессов;
  4. обучить персонал особенностям процессного подхода. Для поддержки и совершенствования процессов необходимо:
  5. установить порядок и осуществлять мониторинг процессов, оценку (измерение и анализ) показателей;
  6. принимать меры, которые обеспечивают достижение запланированных заданных (желаемых) результатов;
  7. обеспечить постоянное управление процессами,
  8. установить порядок контроля и обеспечить контроль за ходом процессов, выполняемых сторонними организациями;
  9. в случае необходимости аннулирования процесса либо аннулировать его, либо внести необходимые изменения.

Всё это обеспечивается наличием и управлением документацией, регламентирующей как производственно-технические процессы, так и процедуры организации и управления.


Внедряя систему процессного подхода, необходимо учитывать особенности, связанные с техническими и организационными аспектами. Технический заключается в определении процессов и их владельцев, установлении порядка взаимодействия процессов, разработке методик мониторинга и т.д.


Организационный аспект слагается из формирования системы сбора, анализа и обмена информацией, проведения постоянного мониторинга, мотивации персонала на отработку всех процедур и др. Здесь важно определить: кто, кому, когда, что передаёт, в какой форме и к какому сроку. Это служит в дальнейшем для непрерывного анализа и принятия корректирующих действий, а в конечном итоге позволяет перейти от элементов контроля к элементам результативного менеджмента.


Кроме того, следует обратить внимание на следующее обстоятельство.


Важная отличительная особенность процессного подхода состоит в том, что внимание менеджеров и владельца процесса обращается не на результат, а на мониторинг самого процесса, на его развитие. Казалось бы, это противоречит принципу целевого метода управления, когда важным является не процесс, а его результат. Но, по-видимому, это только на первый взгляд, потому что применение процессного, а точнее процессно-целевого, подхода подразумевает необходимость влияния на процесс с целью достижения желаемого результата, иначе не нужен был бы сам процесс.


При этом непрерывный мониторинг процесса должен осуществляться не только с целью получения желаемого коммерческого результата, но и с целью обеспечения безопасности персонала, реализующего этот процесс. Несмотря на то, что это достаточно затратная мера, ожидаемый результат (коммерческий и безопасность) стоит того, чтобы это внедрять.


Поэтому при процессном (процессно - целевом) подходе нельзя не учитывать конечный результат, потому что только он позволяет судить достигнуты ли поставленные цели.


Ещё одна важная особенность внедрения процессного подхода заключается в распределении ответственности и полномочий на основе обозначенных процессов. В основе распределения лежит теза: вначале процессы, а затем обязанности, полномочия и порядок взаимодействия, отраженные в должностных инструкциях и положениях о подразделениях, а не - наоборот.


Для того, чтобы предлагаемый механизм управления функционировал, должны быть разработаны внутрифирменные регламенты (стандарты, положения, методики), определяющие порядок внедрения, реализации, взаимодействия каждого из процессов (подпроцессов), по каждому из них должны быть закреплены лица, ответственные за их функционирование, обозначены параметры (показатели и критерии), с помощью которых производятся анализ и оценка.


Необходимым условием внедрения такого подхода является также профессиональная компетенция персонала в этой области и социальная ответственность всех участников за результативное функционирование трудоохранных процессов и СУОТ.


Результативность процессного подхода в совокупности с другими формами и методами управления заключается в следующем (в качестве резюме):

  1. Процесс управления профессиональной безопасностью и здоровьем становится более совершенным.
  2. Высшее руководство получает более эффективный инструмент управления.
  3. Повышается социальная ответственность всех участников трудовых и производственных процессов.
  4. Система управления корпоративной деятельностью предприятий (компаний) приближается к общепринятой в международной практике.
  5. Повышается внешний имидж и доверие к предприятию (компании) со стороны партнёров и государственных органов надзора.