На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаОхрана труда для служб и руководителей → Модели управления охраной труда на предприятии

Модель 3 - Система стандартов безопасности труда

За основу модели 3 принято два практически идентичных документа:

  1. ДСТУ ГОСТ 12.0.230-2008 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования;
  2. ILO - OSH 2001 Cuidelines on occupational safety and health management systems (IDT), в русском варианте - МОТ-СУОТ 2001 Руководство по системам управления безопасностью и гигиеной труда.

Первый (стандарт) был подготовлен рабочей группой, состоящей из представителей «Центра безопасности и гигиены труда», Федерации независимых профсоюзов России, на базе собственного аутентичного перевода Руководства по системам управления охраной труда (МОТ-СУОТ) ILO-OSH 2001 Guidelines on occupational Safety and health management systems и принят Евразийским агентством по стандартизации, метрологии и сертификаций (ЕАСС) с приданием ему статуса межнационального стандарта (ГОСТ 12.0.230-2007) с введением его в действие с 1 июля 2009 года; за его принятие проголосовали представители 11 стран, в том числе Украина.


Учитывая, что общие требования по управлению охраной труда, установленные в стандарте, не имеют национальных особенностей, и все они без исключения применимы в государствах СНГ. В резолюции, принятой участниками Международной Конференции «Состояние охраны труда в государствах - участниках СНГ. Внедрение ГОСТ 12.0.230-2007 ...» от 27-28 июня 2008 года рекомендуется внедрение нового стандарта в странах - участниках Содружества Независимых Государств при участии трёхсторонних партнеров. В Украине этот стандарт принят в качестве межгосударственного стандарта.


К числу основных особенностей стандарта относятся следующие.


По своей структуре стандарт приближается к Рекомендациям Госстандарта СССР и по этой причине его легче адаптировать к существующим СУ.


В соответствии со стандартом управление охраной труда рассматривается как некая подсистема, которая должна быть интегрирована в общую систему управления предприятием, предусматривает разработку и использование таких методов и принципов, которые могли бы побуждать предпринимателей, работодателей, топ-менеджмент предприятий, а также работников и их представителей постоянно улучшать и повышать эффективность деятельности в области охраны труда.


Создание системы управления охраной труда изначально предполагает, что она будет нацелена на предотвращение опасностей на основе постоянной оценки степени опасности и рисков, т.е. система должна работать на профилактику путём исключения или уменьшения рисков, заменой того, что опасно на то, что менее опасно или не опасно.


Это осуществляется на основе исходного анализа системы, цель которого - идентифицировать, оценить и предусмотреть опасности и риски для жизни и здоровья человека, определить достаточность планируемых или принятых мер защиты для устранения, предупреждения и минимизации опасности и рисков.


Руководство МОТ СУОТ 2001 разработано Международной Организацией Труда (МОТ) в соответствии с общепризнанными международными принципами, которые определены входящими в МОТ представителями трёх сторон социально-трудовых отношений. Этот трёхсторонний подход предполагает гибкость и надлежащую основу для развития стабильной культуры безопасности труда внутри организации (предприятия). Рекомендации руководства по системам управления охраной труда носят добровольный характер, отражают признанные ценности МОТ и используемые этой организацией как средства, позволяющие защищать безопасность и здоровье работников.


Практические рекомендации, содержащиеся в указанных регламентах, предназначены для использования всеми, на кого возложена ответственность за управление безопасностью и охраной (гигиеной) труда. Они не являются юридически обязательными и не направлены на то, чтобы заменить национальное законодательство, действующие правила или утверждённые стандарты. Их применение не требует сертификации. И тем не менее, нося статус международных, их нельзя не учитывать наряду с другими при разработке национальных регламентов и положений (стандартов) на производственном уровне, т.к. они отражают философию международного сообщества в области обеспечения гигиены труда, безопасности и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.


Указанные регламенты определяют цели системы (она должна быть направлена на защиту работников от имеющихся производственных опасностей, недопущение несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве), предполагают создание органа и назначение лица, ответственного за функционирование СУ, выработку механизма по формированию нормативно-правовой базы; в них рассматриваются вопросы, связанные с формированием национальных систем управления ОТ; содержатся также рекомендации по выработке политики по вопросам ОТ, предполагается привлечение работников и их представителей к активному участию в консультациях, в организации, планировании и реализации процессов, в оценке и действиях по совершенствованию СУОТ.


Это является одним из основных руководящих принципов МОТ: система выстраивается на принципах социального партнёрства, распределения и осознания ответственности в вопросах охраны труда путём реализации, так называемой «триграммы»: «власть - компетенция - средства», при этом «компетентность» в триграмме занимает особое место, т.к. от компетентности участников процессов зависит эффективность функционирования СУОТ. Требования по компетентности должны предъявляться не только к руководителям организации, но и к работникам. Особенно это касается кадров и персонала, работающих в условиях и на рабочих местах или эксплуатирующих объекты с повышенными рисками.


Говоря об ответственности, следует отметить, что это совпадает с положениями другого документа, определяющего вопросы социальной ответственности сторон, связанных трудовыми отношениями, SA - 8000 Social responsibility.


В представленных системах рассматривается широкий круг вопросов, связанных с осуществлением активного и реактивного видов мониторинга процессов, их особенностей, выбора показателей и критериев оценки, с расследованием несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве, их воздействия на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья. Как результат оценки и анализа, должны определяться предупреждающие и корректирующие действия, направленные на совершенствование и повышение результативности Системы управления.


Важной основой для обеспечения непрерывного совершенствования является системный подход к решению проблем управления охраной труда на уровне организации в той форме, как это установлено в указанных регламентах. Однако, несмотря на то, что в формировании и совершенствовании СУ не существует единого подхода, в организациях должно иметь место единообразие (идентичность) основных характеристик и практических действий в вопросах обеспечения безопасности труда. Всё это является основой для результативного функционирования СУОТ и непрерывного её совершенствования.