На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаОхрана труда для служб и руководителей → Управление безопасностью труда

Управление охраной труда в организациях - Модель системы управления охраной труда

Модель системы управления охраной труда

Современная модель системы управления охраной труда основана на известном принципе: «планируй - выполняй - контролируй - совершенствуй». В основу модели СУОТ положены общеизвестные международные стандарты системы управления (менеджмента): ИСО-9000 «Управление качеством» и ИСО-14000 «Управление охраной окружающей среды», OHSAS 18001-99 «Системы управления охраной здоровья и безопасностью персонала». Модель такого подхода приведена на рис. 5.


Модель системы управления охраной труда

Рис.5. Модель системы управления охраной труда


Требования СУОТ к такой модели установлены ГОСТ 12.0.006-2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации». Эти требования соответствуют международному стандарту и ориентируются на создание системы управления охраной труда организации, которая в виде подсистемы могла бы быть частью общей системы управления организацией.


СУОТ предназначена для реализации организацией своей политики и задач в области охраны труда.


Руководство организации должно определить политику, цели и задачи в области охраны труда.


Политика организации показывает намерения и обязательства руководства обеспечить соответствие условий труда требованиям законодательных и нормативных актов по охране труда. Политика организации должна быть документально оформлена, быть доступной заинтересованным сторонам. Она должна содержать обязательства руководства по постоянному улучшению условий и охраны труда, формированию общественных органов и служб охраны труда, обеспечению социального партнерства, информированию работников об условиях труда на рабочем месте, о существующих рисках, о полагающихся компенсациях за нанесение вреда здоровью.


Планирование предусматривает разработку программы по улучшению условий труда, которая включает мероприятия по внедрению средств коллективной защиты, приобретению спецодежды и СИЗ, организации обучения по охране труда, проведению медосмотров, контролю вредных и опасных факторов и др.


Внедрение и обеспечение функционирования СУОТ предполагает распределение обязанностей и ответственности по охране труда. В организации должен быть назначен руководитель, несущий ответственность и обладающей полномочиями для обеспечения функционирования СУОТ, для проведения мероприятий по улучшению условий и охраны труда, организации аттестации рабочих мест по условиям труда, проверки выполнения решений и др.


Контроль результативности охраны труда. Организация должна периодически оценивать соответствие охраны труда требованиям норм, выявлять несоответствия и применять корректирующие действия.


Руководство организации должно через определенные сроки анализировать функционирование СУОТ (контроль эффективности или аудит СУОТ). Представленная модель СУОТ адаптирована к международным стандартам. Создание системы не является обязательным, а определяется лишь намерениями организации совершенствовать свою деятельность в области охраны труда.


В настоящее время управление охраной труда в организациях осуществляется на основе рекомендаций департамента по труду, утвержденных 03.02.99г. приказом № 17 «Об организации работы по охране труда на предприятиях». Каждая организация разрабатывает положение или стандарт предприятия «Об организации работы по охране труда на предприятии». Положение должно включать следующие разделы:

  1. общие положения;
  2. обязанности, права и ответственность руководителей и специалистов организации, в т.ч. службы охраны труда;
  3. организацию аттестации рабочих мест по условиям труда;
  4. планирование мероприятий по охране труда;
  5. обучение и проверку знаний по охране труда;
  6. обеспечение работников спецодеждой и СИЗ.

Во втором разделе «Положения» отражаются обязанности руководителя и специалистов.


Обязанности директора включают:

  1. организацию работ по охране труда в целом по организации;
  2. издание приказов, распоряжений, установление обязанностей заместителей руководителей и специалистов структурных подразделений;
  3. ответственность за охрану труда по организации;
  4. организацию аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждение ее результатов;
  5. утверждение планов мероприятий коллективного договора;
  6. обеспечение финансирования мероприятий по охране труда;
  7. обеспечение обязательного страхования от несчастных случаев на производстве);
  8. рассмотрение один раз в полугодие изменения плана мероприятия по охране труда;
  9. проведение один раз в год комплексного обследования состояния охраны труда;
  10. издание приказа о проведении медосмотра;
  11. обеспечение материального и морального стимулирования работников;
  12. создание совместно с профсоюзами комиссии по охране труда.

Обязанности технического директора (главного инженера):

  1. осуществление общего руководства по охране труда;
  2. разделение с директором ответственности за обеспечение безопасности зданий, сооружений, оборудования, технических процессов, условий труда на рабочих местах;
  3. обеспечение назначения ответственных за безопасность эксплуатации ГПМ, сосудов и производства работ;
  4. разработка списков профессий, для которых необходим обязательный медицинский осмотр (предварительный и периодический);
  5. разработка инструкций по охране труда;
  6. организация работ по аттестации рабочих мест по условиям труда;
  7. оформление наряда-допуска на работы повышенной опасности;
  8. составление перечня рабочих мест и профессий, которым предусмотрены льготные пенсии согласно списков 1 и 2.

Обязанности мастера:

  1. обеспечение безопасного производства работ, безопасной эксплуатации оборудования, электроустановок, ГПМ;
  2. осуществление 1-й ступени производственного контроля;
  3. контроль в течение смены за соблюдением требований безопасности труда;
  4. проведение инструктажа;
  5. обеспечение инструкциями по охране труда;
  6. руководство сложными и опасными работами;
  7. организация правильного складирования и хранения материалов, заготовок, деталей;
  8. организация при несчастных случаях первой медицинской помощи, сообщение о несчастном случае начальнику цеха и содействие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев.

Все работники организации обязаны:

  1. соблюдать правила охраны труда;
  2. правильно применять средства защиты;
  3. немедленно сообщать о несчастном случае или аварийной ситуации;
  4. оказывать помощь пострадавшим;
  5. проходить обязательный предварительный и периодический медосмотр.

Служба охраны труда принимает участие в работе других подразделений, участвует в составлении списков профессий и должностей работников, которые должны проходить медицинский осмотр, списков на льготы и компенсации за вредные условия труда, организует процесс обучения и проверки знаний по охране труда, согласование инструкций по охране труда, программ инструктажа, участвует в работе комиссий по охране труда.


Служба охраны труда имеет право:

  1. проверять состояние условий труда;
  2. предъявлять предписания должностным лицам для устранения нарушения;
  3. требовать отстранения от работы лиц, не прошедших обучение и инструктаж, проверку знаний, грубо нарушающих правила ОТ, привлечения к ответственности за нарушение охраны труда;
  4. представлять к поощрению за активную работу по охране труда.
  5. сообщать о состоянии своего здоровья.

Работники службы охраны труда несут ответственность:

  1. за последствия, которые могут иметь место вследствие выданных предписаний, противоречащих законодательным и нормативным актам по охране труда;
  2. несвоевременный контроль обучения, проверки знаний по охране труда, инструктажа и несвоевременный контроль за выполнением предписаний органов государственного надзора;
  3. несвоевременную проверку знаний у руководителей, специалистов и членов экзаменационной комиссии по охране труда;
  4. искажение отчетных статистических данных;
  5. нарушение правил внутреннего трудового распорядка организации;
  6. нарушение правил пожарной безопасности.