На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаОхрана труда для служб и руководителей → Управление безопасностью труда

Правовые основы охраны труда. Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности

Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности

Согласно ТК РФ ст.366 государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности. В соответствии с принятой в 2004 г. системой государственного управления государственный надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), которая вправе следить за соблюдением норм по охране труда в организациях угольной, горнорудной, горно-химической, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической, нефтегазоперерабатывающей промышленностей, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности.


Ростехнадзор в соответствии с Положением, утвержденным Правительством РФ 30.07.04г. № 401, является:

  1. органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
  2. специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности;
  3. органом государственного горного надзора;
  4. специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности;
  5. органом государственного энергетического надзора;
  6. специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха.

В отличие от других надзорных служб Ростехнадзор может принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе:

  1. порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в ней сведений;
  2. порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;
  3. порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требований к оформлению заключения данной экспертизы.

Кроме того, Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах. Ростехнадзор выдает разрешение на применение конкретных видов технических устройств на опасных производственных объектах.


Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет также лицензирование деятельности, в том числе:

  1. при эксплуатации химически опасных производственных объектов;
  2. по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов;
  3. по эксплуатации газовых сетей;
  4. по переработке нефти, газа и продуктов их переработки;
  5. по хранению и транспортировке по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки.

Защита трудовых прав профессиональными союзами

В соответствии со ст. 370 ТК РФ профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.


Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.


Для осуществления этого контроля общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.


Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.


Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.


Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

  1. контролировать соблюдение работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  2. проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
  3. принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  4. получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
  5. защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
  6. предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  7. направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
  8. осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
  9. принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
  10. принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
  11. принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
  12. принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ;
  13. обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.


К настоящему времени действует Техническая инспекция труда, созданная еще в 1994г. профсоюзами, объединенными Федерацией независимых профсоюзов России (ФНПР). Инспекция действует на основании Положения, утвержденного постановлением исполкома Генерального Совета ФНПР от 19 декабря 2005 г. N 7-6. На основе этого Положения отраслевые профсоюзы и территориальные профсоюзные объединения разрабатывают свои положения о технической инспекции труда профсоюзов (например, Положение о технической инспекции труда Профсоюза работников народного образования и науки РФ - утверждено постановлением Президиума ЦК Профсоюза от 27 марта 2001г. с изменениями от 20 марта 2006 г. № 5.


Статьей 370 ТК РФ установлено, что уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют такие же права, как и профсоюзные инспекторы труда.


Постановлением Минтруда России от 8 апреля 1994г. № 30 утверждены «Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива».


Рекомендации предусматривают, что институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности, независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.


Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия.