На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаОхрана труда для служб и руководителей → Управление безопасностью труда

Правовые основы охраны труда в управлении безопасности труда

Основные направления государственной политики в области охраны труда

Согласно ст.10 ТК РФ основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

  1. обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
  2. принятие и реализация федеральных законов и иных НПА об охране труда, а также целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  3. государственное управление охраной труда;
  4. государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны
  5. труда;
  6. содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
  7. расследование и учет несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  8. защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  9. установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда;
  10. координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической деятельности;
  11. распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
  12. участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
  13. подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
  14. организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости, о материальных последствиях;
  15. обеспечение функционирования единой информационной системы охраны
  16. труда;
  17. международное сотрудничество в области охраны труда;
  18. проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  19. установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателя.

Реализация направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается органами государственной власти, объединениями работодателей, профессиональными союзами и уполномоченными работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников

Приоритет сохранения жизни и здоровья работников при трудовой деятельности является общечеловеческим принципом, соответствующим Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, декларациям и конвенциям Международной организации труда, международным обязательствам России, положениям ст.7 и 37 Конституции РФ. Реализация этого принципа обязывает организаторов производства и иных видов трудовой деятельности обеспечить безопасные и здоровые условия труда его участникам.


Это направление государственной политики по охране труда реализуется путем ознакомления работника с условиями труда при заключении трудового договора. Работник имеет право отказаться от работы, если работодатель не обеспечил безопасные условия труда. Работодатель должен переводить работника на более легкую работу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. Все работники подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. За работником, утратившим трудоспособность в связи с несчастным случаем, сохраняется место работы и средняя заработная плата на весь период его восстановления.


С целью обеспечения приоритета сохранения жизни и здоровья работников законодательством предусмотрено проведение государственной экспертизы условий труда, которая осуществляется на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, при лицензировании отдельных видов деятельности, а также по запросам органов государственного надзора, органов управления охраной труда, работодателей, работников и профессиональных союзов.


Задачей государственной экспертизы является контроль на объектах условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников.


Постановлением Минтруда России от 02.07.2001г № 53 утверждены методические рекомендации по проведению государственной экспертизы условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности.


Государственная экспертиза заключается в проверке:

  1. документов по организации работ по охране труда согласно перечню вопросов, проверяемых при лицензировании отдельных видов деятельности (например, наличие и структура службы охраны труда, комиссии по охране труда, НПА, содержащих требования охраны труда);
  2. наличия приказа о назначении ответственных за выполнение специальных работ (перемещение грузов кранами, эксплуатация электроустановок, эксплуатация сосудов, работающих под давлением и т.п.);
  3. проведения обучения и проверки знаний по охране труда, наличия у работников удостоверений по охране труда;
  4. наличия журналов инструктажа;
  5. проведения медосмотра;
  6. обеспеченности работников СИЗ, санитарно-бытовыми помещениями, средствами коллективной защиты;
  7. наличия в коллективном договоре обязательств по улучшению условий и охраны труда;
  8. соблюдения требований ТК РФ (рабочее время, отдых и т.д.);
  9. в обследовании состояния условий труда на рабочих местах;
  10. в согласовании с соискателем лицензии плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков;
  11. в подготовке экспертного заключения о соответствии лицензируемого вида деятельности требованиям охраны труда.

При выявлении нарушений нормативных требований охраны труда (отсутствие требований охраны труда в технологических картах или проектах производства работ, отсутствие обучения и проверки знаний по охране труда руководителей, специалистов и рабочих, невыполнение предписаний органов госнадзора и контроля и др.) рекомендуется выдавать соискателю лицензии отрицательное экспертное заключение и направлять в лицензирующий орган представление о нецелесообразности выдачи лицензии.


Все проекты на строительство объектов, независимо от финансирования, форм собственности и принадлежности, подлежат государственной экспертизе в соответствии со СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и состава проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений».


Законченные строительные объекты должны пройти приемку государственной комиссией, включающей представителей органов государственного надзора. Объекты должны быть готовы к эксплуатации, иметь техническую документацию (проект), обученные кадры, средства защиты. Механизмы, машины, оборудование, транспортные средства, материалы, химические вещества, СИЗ должны соответствовать требованиям охраны труда и иметь сертификаты соответствия.

Нормативные правовые акты по охране труда

В РФ действует система единых нормативных правовых актов по охране труда. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», утвержден перечень видов НПА (табл. 2).


Таблица 2. Виды нормативных правовых актов по охране труда


Название вида нормативно-правового акта Сокращенное название Кем утверждается
Межотраслевые правила по охране труда Межотрослевые типовые инструкции по охране труда ПОТ
РМ
ТИ
РМ
Минтруда РФ
Отраслевые правила по охране труда
Типовые инструкции по охране труда
ПОТ
РО
ТИ
РО
Федеральные органы исполнительной власти
Правила безопасности Правила устройства и безопасной эксплуатации Инструкции по безопасности ПБ ПУБЭ
ИБ
Госгортехнадзор РФ
Государственные стандарты системы безопасности труда ГОСТ Р
ССБТ
Госстандарт РФ Госстрой РФ
Строительные нормы и правила Своды правил по проектированию и строительству СНиП
СП
Госстрой РФ
Санитарные правила
Гигиенические нормативы
Санитарные правила и нормы
Санитарные нормы
СП
ГН СанПиН
СН
Минздрав РФ

Государственные НПА разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития России и профсоюзными организациями, регистрируются Минюстом.


Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на пять лет и могут быть продлены не более чем на два срока. Государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру:

  1. при изменении законодательства РФ об охране труда;
  2. при изменении межотраслевых правил и типовых инструкций по охране
  3. труда;
  4. при внедрении новой техники и технологий;
  5. по результатам анализа производственного травматизма, профзаболеваний, аварий, катастроф.

В РФ создана информационная система нормативного правового обеспечения охраны труда (РИСОТ). Система представляет собой централизованный банк нормативных правовых документов, который формируется и обновляется под руководством Департамента трудовых отношений и Всероссийского центра охраны труда.


СанПиН содержат требования по гигиене труда, допустимые значения вредных факторов, методы их контроля и меры защиты.


СНиП устанавливают требования к зданиям, сооружениям, средствам коллективной защиты.


ГОСТ Р ССБТ - система стандартов безопасности труда, создание которой началось в 1972г. Система состоит из взаимосвязанных стандартов и включает пять подсистем:


0- организационно-методические стандарты устанавливают терминологию, классификацию опасных и вредных производственных факторов, обучение по охране труда;


1- стандарты по видам опасных и вредных производственных факторов устанавливают допустимые нормы и методы контроля опасных и вредных факторов;


2- стандарты, устанавливающие требования безопасности к производственному оборудованию;


3- стандарты, устанавливающие требования к безопасности производственных процессов;


4- стандарты, устанавливающие требования к средствам индивидуальной защиты и методам контроля.


Принято следующее обозначение государственных стандартов:


ГОСТ ХХ.Х.ХХХ - YY

ХХ - класс в ГСС (12-ССБТ)


Х - номер подсистемы


ХХХ - порядковый номер в подсистеме


YY - год издания


Система стандартов безопасности труда позволяет уже на этапе проектирования оборудования и технологических процессов предусмотреть меры безопасности при изготовлении, эксплуатации и ремонте производственного оборудования.


В связи с принятием 27.12.02г. ФЗ - № 184 «О техническом регулировании», который введен в действие с 01.07.03г., в будущем основным нормативным правовым актом будет «Технический регламент», устанавливающий требования к процессам, продукции, зданиям, оборудованию, производству работ. В настоящее время разрабатываются более 700 технических регламентов.


Кроме того, существуют Международные правовые нормы, акты Международной организации труда (МОТ), которые начинают играть большую роль и в нашей стране при регулировании трудовых отношений.


Международной организацией труда принято более 170 конвенций и 180 рекомендаций. Конвенции подлежат ратификации, после которой они обязательны для соблюдения государств-членов МОТ.


Конвенция № 155 МОТ 1981г. «О безопасности и гигиене труда в производственной среде» ратифицирована ФЗ РФ № 58 от 11.04.98г. Конвенция №148 МОТ 1977г. «О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах» ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.03.88г. № 8694.


Большое значение для безопасности, гигиены и охраны труда имеет деятельность России в Комиссии Европейского Сообщества (ЕС). Комиссия ЕС разрабатывает и принимает директивы:

  1. организации охраны труда;
  2. работам, связанным с повышенным риском;
  3. соответствующему использованию установок, оборудования и веществ и т.д.

Принятые директивы по вопросам охраны труда государства - члены ЕС должны учитывать в своих национальных законодательствах. Благодаря работе комиссии ЕС появилась возможность распространять и обмениваться информацией о результатах исследований и оказывать техническую поддержку в области безопасности и гигиены труда всем государствам - членам ЕС.