На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаОхрана труда в сельском хозяйстве → Часто задаваемые вопросы работниками сельского хозяйства

Техническое состояние транспортных средств

Какие требования безопасности предъявляются к техническому состоянию транспортных средств?

Запрещается выезд транспортных средств, прицепов и полуприцепов при одной из следующих неисправностей:


Рулевое управление: 1) люфт рулевого управления, измеряемый на рулевом колесе, превышает 25°; 2) повреждены или ослаблены крепления картера и колонки рулевого механизма; 3) повреждены, не закреплены, не зашплинтованы детали рулевого привода; повышенный люфт в шарнирных соединениях; 4) затруднено вращение рулевого колеса, имеются изгибы, вмятины или другие повреждения рулевой колонки.


Ножной тормоз: 1) при однократном нажатии на педаль не происходит полного торможения; 2) свободный ход педали не соответствует требованиям инструкции завода-изготовителя; 3) подтекает жидкость из гидравлического привода; 4) нарушена герметичность пневматического привода (пропуск воздуха обнаруживается на слух или падение давления в системе превышает 1 кг/см2 — 0,1 МПа), не работает манометр пневматического привода; 5) при торможении транспортное средство «уводит» в сторону или происходит заклинивание колеса; 6) эффективность торможения не обеспечивает выполнения следующих норм (табл. 3); 7) отсутствует или не подключено тормозное устройство полуприцепа или двухосного прицепа, а также прицепа-роспуска грузоподъемностью 4 т и выше.

Таблица 3. Эффективность торможения


Транспортные средства

Тормозной путь при скорости 8,3 м/с (30 км/ч)— не более, м

Максимальное замедление — не менее, м/с

Автомобили:



легковые и другие, сконструи-



рованные на их базе

7,2

5,8

грузовые грузоподъемностью



до 4,5 т и автобусы длиной до



7,5 м

9,5

5

грузовые грузоподъемностью



свыше 4,5 т и автобусы дли-



ной более 7,5 м

11

4,2

Мотоциклы (мотороллеры) и мо-



педы:



без коляски

7,5

5,5

с коляской

8,2

5

с рабочим объемом двигателя



менее 49,8 см3

9

4,5

Ручной тормоз: 1) рычаг (рукоятка) тормоза не удерживается запирающим устройством; 2) полностью груженый автомобиль не удерживается на уклоне 16° (автопоезд — на уклоне 8°) или при торможении порожнего автомобиля, движущегося со скоростью 4,1 м/с (15 км/ч); 3) тормозной путь превышает 6 м, а замедление составляет менее 2 м/с.


Трансмиссия: 1) пробуксовывает или не полностью включается сцепление; 2) самопроизвольно выключается или с затруднением включается передача; 3) заметные вибрация и рывки карданного вала при движении; 4) имеются трещины на поверхности трубы карданного вала или на других деталях карданной передачи.


Колеса, шины: 1) отсутствует или слабо затянута гайка крепления диска колеса; 2) неисправно или неправильно установлено замковое кольцо диска колеса; 3) полностью изношен рисунок протектора шины; 4) сквозное повреждение, расслоение или другие механические повреждения покрышки шины; 5) шина при движении трется о детали подвески или кузова; 6) давление воздуха в шине не соответствует установленной норме.


Запрещается устанавливать шины:


1) не соответствующие марке транспортного средства по размеру и допустимой нагрузке; 2) с восстановленным протектором на передние колеса автобусов, легковых автомобилей, а также грузовых, используемых для перевозки пассажиров.


Кузов, грузовая платформа, сцепные устройства: 1) неисправен запор двери кабины (кузова); 2) неисправен запор борта грузовой платформы; 3) неисправно тяговосцепное устройство автомобиля и прицепа или опорно-сцепное устройство тягача и полуприцепа; 4) разбито лобовое стекло или оно имеет дефекты, ухудшающие видимость; 5) при отсутствии наружного зеркала заднего вида запрещается размещать какие-либо предметы, загораживающие заднее стекло.


Внешние световые приборы: 1) фары не отрегулированы или освещают дорогу менее чем на 100 м при дальнем свете и 30 м — при ближнем; 2) неисправен переключатель света фар; 3) освещение номерного знака не обеспечивает его видимости при ясной погоде за 20 м; 4) не работает стоп-сигнал или указатель поворота; 5) не горит задний или передний габаритный огонь; 6) поврежден или отсутствует предусмотренный конструкцией отражатель света (катафот); 7) не горит передний габаритный огонь прицепа (полуприцепа), превышающего ширину тягача.


Запрещается установка:


1) фар-прожекторов, фар-искателей и других дополнительных фар (за исключением противотуманных) спереди, сбоку или сзади, если они не предусмотрены заводом-изготовителем; 2) красных огней и отражателей, видимых спереди; 3) белых огней и белых или желтых отражателей, видимых сзади.


Дополнительное оборудование: 1) не работает стеклоочиститель в дождь или снегопад; 2) отсутствует или неправильно установлено зеркало заднего вида; 3) не работает спидометр.


Если хотя бы одна из перечисленных выше неисправностей возникает в пути, водитель обязан принять меры к ее устранению, а если это невозможно, то следовать на ближайшую ремонтную базу или возвратиться в гараж с соблюдением необходимых мер предосторожности.


При возвращении в гараж на транспортном средстве с одной негорящей фарой (габаритным огнем) свет должен быть обязательно с левой стороны.


Тракторы, дорожные, строительные, уборочные, поливочные и другие самоходные машины и механизмы, скорость которых не превышает 6,2 м/с (20 км/ч), при движении по автомобильным дорогам в темное время суток или при плохой видимости днем должны иметь, по крайней мере, спереди одну фару с ближним светом, расположенную слева, а сзади — габаритный огонь.


Кабина автомобиля должна удовлетворять следующим требованиям: 1) ветровое и боковые стекла должны быть без трещин и затемнений, затрудняющих видимость, а боковые стекла — плавно передвигаться от руки или стекло-подъемными механизмами; 2) щетки включенного стеклоочистителя перемещаться свободно без заеданий, обеспечивая нормальную очистку ветрового стекла; 3) на сиденье и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы; они должны регулироваться, чтобы обеспечить удобную посадку водителя;


4) концентрация вредных веществ в кабине трактора, грузового автомобиля, внутри салона автобуса или кузова легкового автомобиля не должна превышать санитарной нормы (окись углерода - 30 мг/м3, акролеин - 2 мг/м3);


5) исправные замки дверей кабины, исключающие возможность их самопроизвольного открывания во время движения автомобиля; 6) бесперебойное отопительное устройство в кабине. Запрещается отапливать кабину отработавшими газами; 7) исправный пол кабины должен быть застелен резиновым ковриком.


Системы питания, охлаждения и смазки не должны иметь течи топлива, масла и воды, а также пропуска отработавших газов через неплотности соединений в системах питания и газораспределения.


Труба глушителя должна плотно соединяться с выпускным трубопроводом двигателя, впускной и выпускной трубопроводы и глушитель не иметь трещин и пробоин.


Вентиляционное устройство двигателя должно работать исправно, не допуская прорыва газов в подкапотное пространство.


Храповик коленчатого вала должен иметь несработанные прорези, а пусковая рукоятка — прямую, соответствующей длины и прочности шпильку. Ручка пусковой рукоятки должна быть гладкой, без заусенцев.


Техническое состояние переднего моста должно обеспечивать надежность установки передних колес и крепления деталей рулевого привода к деталям ходовой части.


Передний мост не должен иметь:


1) погнутости, трещин в балке передней оси или деталях независимой подвески; 2) люфта передних колес более положенного по паспорту завода-изготовителя; 3) заеданий и повреждений в подшипниках передних колес.


Техническое состояние тормозов должно обеспечивать своевременную остановку автомобиля (автопоезда) и одновременность начала торможения всех колес.


Движение автомобиля с пневматическим приводом тормозов разрешается только при наличии давления в воздушном баллоне не менее 0,3 МПа (3 кг/см2). Манометр при этом должен показывать наличие давления воздуха в системе.


В тормозной системе не допускается:


1) заедания колодок хотя бы в одном колесном тормозе; 2) замена тормозной жидкости минеральными или иными маслами, а также жидкостями-суррогатами.


При регулировке и проверке ручного тормоза убеждаются в отсутствии трещин тормозного диска. При их наличии диск заменяют. Рычаг (рукоятка) ручного тормоза должен надежно удерживаться запирающим устройством.


Запрещается спаривать новые шины с шинами, имеющими значительный износ рисунка протектора.


Диски колес надежно закрепляют на ступицах. Не допускаются наличие трещин и погнутости дисков колес, разработка в дисках колес отверстий, нарушающих надежность крепления их гайками. Замковые кольца должны быть исправны и правильно установлены.


Техническое состояние электрооборудования автомобиля, трактора должно обеспечивать пуск двигателя стартером, бесперебойное и своевременное зажигание смеси в цилиндрах двигателя, безотказную работу приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов, а также исключать возможность искрообразования в проводах и клеммах. Все провода электрооборудования должны иметь падежную неповрежденную изоляцию. Аккумуляторную батарею надежно укрепляют. Не допускается течь электролита из моноблока аккумуляторной батареи.


Автомобили (тракторы) снабжают набором исправных инструментов и приспособлений в соответствии с ГОСТом или техническими условиями, в частности: подъемным приспособлением (домкратом) необходимой грузоподъемности, пусковой рукояткой, закрытым источником освещения — переносной лампой или электрическим фонарем, ручным насосом для накачивания шин и продувки системы питания двигателя, гаечными и баллонными ключами.


Все автомобили обеспечивают клиньями для колес. Перед дальним рейсом грузовые автомобили (тракторы) и автобусы дополнительно снабжают металлическими козелками, лопатой, буксирным тросом (штапгой), цепями противоскольжения, аптечкой первой помощи.


Чтобы не возник пожар на автомобиле, тракторе, запрещается:


1) допускать скопление на двигателе и его картере грязи, смешанной с топливом и маслом; 2) оставлять в кабинах и на двигателе загрязненные маслом и топливом использованные обтирочные материалы (тряпки, концы и т. п.); 3) допускать неисправности в приборах системы питания; 4) курить в непосредственной близости от приборов системы питания двигателя (в частности, от топливных баков) ; 5) пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей механизмов; 6) подогревать двигатель открытым пламенем.