На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаОхрана труда в сельском хозяйстве → Часто задаваемые вопросы работниками сельского хозяйства

Техническое состояние сельскохозяйственной техники

Какая машина считается отвечающей требованиям безопасности?

Безопасная работа на тракторах, самоходных машинах, комбайнах и других машинах обеспечивается ее техническим состоянием.


Технически исправной и отвечающей требованиям техники безопасности считается машина, если она соответствует требованиям заводского руководства, правилам техники безопасности, полностью укомплектована отрегулированными агрегатами, механизмами, узлами, приборами, защитными ограждениями и сигнализацией, а также противопожарным инвентарем.


Машины, агрегаты, не обеспечивающие безопасную работу (отсутствие ограждений у вращающихся и передаточных механизмов, необорудованное, согласно заводским требованиям, рабочее место, неисправное рулевое управление, неотрегулированные тормозные устройства, отсутствие звукового сигнала, аптечки первой медицинской помощи и средств пожаротушения), к эксплуатации не допускаются.

Каким требованиям безопасности должны отвечать рулевое управление тракторов, самоходных машин, самоходных комбайнов и рычаги управления рабочими органами сельскохозяйственных машин?

Безопасность движения тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин во многом зависит от технического состояния механизмов управления.


Рулевое управление колесных тракторов, самоходных шасси, самоходных комбайнов, а также рычагов управления рабочими органами сельскохозяйственных машин и орудий должно обеспечивать легкость, надежность и безопасность управления. Соединительные пальцы тяг должны быть зашплинтованы стандартными, не бывшими в употреблении шплинтами.


Рычаги управления рабочими органами машин и орудий должны иметь исправные падежные фиксирующие устройства.


В рулевом управлении колесных тракторов не допускается:

  1. ослабление крепления рулевой колонки и рулевой сошки на ее валу;
  2. неисправность продольной и поперечной рулевых тяг и их деталей (изгиб, трещины, повреждение резьбы, пробок и наконечников, отсутствие шплинтов и пр.);
  3. люфт рулевых тяг выше указанного заводом-изготовителем;
  4. свободный ход рулевого колеса более 15...20°;
  5. допустимое усилие на ободе рулевого колеса у трактора без гидроусилителя до 50Н (5 кгс), у трактора с гидроусилителем— до 3,5Н (3,5 кгс).

В системе управления гусеничных тракторов не допускается:

  1. неисправность тяг и их соединений с рычагами главной муфты сцепления и управления муфтами поворота;
  2. свободный ход рукояток рычагов управления муфтами поворота, более допустимого заводским руководством;
  3. неполное торможение барабана муфт поворота при полном перемещении рычагов управления на себя;
  4. различная величина хода тормозных педалей;
  5. неравномерное натяжение гусениц.

Как определить места безопасной установки домкратов при техобслуживании и ремонте машин?

На всех тракторах и сельскохозяйственных машинах определены места для установки домкратов, которые по ГОСТу обозначаются стойкой краской, отличной от общего цвета машины, буквенным обозначением ДК или рисунком домкрата. Необходимо, чтобы после ремонта и перекраски машины эти знаки были восстановлены.


Можно ли на машинах устанавливать дополнительные сиденья, если они не предусмотрены конструкцией?


Запрещается устанавливать дополнительное сиденье на машины, конструкция которых этого не предусматривает.

Каким, с точки зрения безопасности, требованиям должны отвечать средства запуска двигателей?

В настоящее время основным видом запуска двигателей становится электрозапуск. Он не опасен для водителя при наличии исправной электропроводки, аккумулятора, стартера и блокировочного устройства.


При ручном запуске с помощью рукоятки последние делают в безопасном исполнении, а храповики на рукоятке и приводном валу должны обеспечивать полное их зацепление и расцепление при запущенном двигателе. Пусковой шнур для запуска пускового двигателя выполняется из прочного пенькового материала с деревянной рукояткой на конце,

Каким требованиям должны отвечать электрооборудование и сигнализация на тракторах?

Электрооборудование должно соответствовать требованиям правил устройства электроустановок.


Электрооборудование должно обеспечивать нормальную работу стартера, приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов, а также исключать возможность искрообразования и утечек тока в проводах и клеммах.


Электропроводка предохраняется от механических повреждений, а вблизи нагретых частей двигателя и в местах, где возможно попадание на нее масла и топлива, надежно защищается.


Панели контрольно-измерительных приборов тракторов и самоходных машин обеспечиваются подсветом для хорошей видимости шкалы и стрелок.


Аккумуляторные батареи защищают так, чтобы исключалась возможность попадания электролита и его паров на обслуживающий машину персонал.


Клеммы переходных колодок, генераторов, аккумуляторов, стартеров, магнитных пускателей и другого электрооборудования защищают изолирующими приспособлениями (коробками, колпачками и т. п.), от возможных замыканий.


Соединительные колодки должны обеспечивать надежный контакт и исключать самопроизвольное рассоединение цепи.


Электропровода не должны провисать, их надежно закрепляют, а на местах возможных повреждений (механических, тепловых, химических) дополнительно защищают.


Все металлические иетоковедущие части стационарных машин и оборудования, которые могут оказаться под напряжением, оборудуют заземляющими устройствами.

Какое электрооборудование устанавливается на тракторы и самоходные машины в целях повышения их безопасности?

Колесные тракторы и самоходные машины, прицепы и полуприцепы оборудуются в соответствии с Правилами дорожного движения сигналами торможения, указателями поворота, габаритными фонарями и фонарями заднего номерного знака, передними двухсветовыми фарами с переключением на ближний и дальний свет (на колесных тракторах), двумя задними фарами, обеспечивающими регулировку напряжения пучка света, плафоном для общего освещения кабины и переносной лампой.


На машинах и орудиях, используемых в темное время суток, устанавливают осветительные приборы с электропроводкой для подключения к трактору.


Тракторы и самоходные машины оборудуют звуковыми электрическими сигналами, которые могут подключаться к сигнализации, установленной на сельскохозяйственных машинах, работающих в агрегате с трактором.


Сельскохозяйственные машины, работающие от электропривода, должны быть оборудованы силовыми штепсельными соединениями для подключения в электросеть и снабжаться шланговыми проводами и устройствами для заземления.


Какие требования, обеспечивающие безопасность эксплуатации, предъявляются к муфтам сцепления тракторов?


Муфта сцепления должна чисто выключаться, плавно и без рывков включаться и при работе не пробуксовывать.


Это обеспечивается технически исправной муфтой и правильной регулировкой ее согласно заводским требованиям, а именно: наличием в пределах нормы свободного хода рычагов и педалей, зазора между отжимными-рычагами и отводкой, а также усилия, необходимого для включения муфты.


Пробуксовывание муфты сцепления может привести к отказу при подъеме в гору и аварии; неполное выключение муфты - к наезду на людей, на предметы в момент остановки трактора.