На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаОценка рисков в охране труда → Управление рисками

Оползни как фактор риска

Оползнем называется скользящее смещение масс грунта вниз по склону под действием силы тяжести при участии подземных или поверхностных вод. Оползень по механизму генерации полностью сходен с обвалом, но под действием сил тяжести обрушиваются не горные породы, а массы рыхлого грунта. Обрушение происходит по-разному из-за различной вязкости обрушиваемого материала.


Благоприятными условиям для оползней являются склоны из рыхлых грунтов, под которыми находятся наклонные водоупорные горизонты. Если вода, просачиваясь сквозь рыхлый грунт, встречает водоупорный пласт, то, двигаясь по водоупорным породам и размывая верхние пласты, она образует плоскость скольжения, по которой могут скатиться все вышележащие породы.


Угол склона должен быть близок или несколько больше угла естественного откоса для слагающих пород. Причиной оползней обычно оказывается естественное, например при намокании грунта, или техногенное, например при строительстве, увеличение нагрузок на склон.


Изучением оползней занимается геоморфология. Большое внимание вопросам, связанным с оползнями, уделяется при строительстве дорог, зданий и сооружений, ЛЭП, нефте- и газопроводов.


Поражающими факторами являются:

  1. разрушение зданий и сооружений из-за ухода их оснований, фундаментов со штатного места;
  2. кинетическая энергия обрушивающегося грунта и вовлеченного материала;
  3. завалы.

История оползней насчитывает немало катастроф по всему миру. Например, 28 июня 1974 г. оползень в каньоне Куадрадабланка, расположенном в 75 км к востоку от Боготы (Колумбия), послужил причиной гибели более 200 человек. Основная масса грязи и обломков камней оползня обрушилась на главную автомагистраль, соединяющую Боготу с Вилависенсией.


Шесть рейсовых автобусов с пассажирами и 20 других автомобилей с людьми были похоронены заживо под этой махиной. 29 сентября того же года еще один оползень обрушился на трущобы города Медилин, в 200 км от Боготы; тогда погибло около 90 человек.


В мае 1982 г. разразившийся сильнейший ливень над Гонконгом вызвал множество оползней. Часто они превращались в бурные селевые потоки, под которыми, как выяснилось позже, погибло 20 человек. Потоки грязи и воды разрушили множество жилых домов, административных зданий и строений. Были нарушены линии электропередачи, коммуникационные линии, дороги и железнодорожные пути, 2400 человек осталось без крова.


Лос-Анджелес, штат Калифорния, США, январь 1969 г. Ураган и дожди, давшие 25 см осадков, стали в Южной Калифорнии причиной целой серии оползней, под которыми погибло около 100 человек; общий ущерб оценивался более чем в 60 млн. долл.


Дожди смыли верхний слой почвы и обнажили фундаменты домов, построенных на холмах. Более 9000 домов были разрушены или серьезно повреждены. Президент Ричард Никсон объявил район районом бедствия и выделил 3 млн. долл. из федерального фонда помощи жертвам чрезвычайных ситуаций.


Оползни (а - обрушение оползня на автомобильную дорогу; б - оползни поражают населенный пункт)

Рис. 3.4. Оползни (а - обрушение оползня на автомобильную дорогу; б - оползни поражают населенный пункт)


Повторяемость катастрофических событий в России, связанных с массовой активизацией оползней, составляет 1 раз в 8-12 лет практически для всех оползнеопасных районов. Эти цифры характерны для сильно расчлененных территорий Северного Кавказа, Поволжья, Южной Сибири, Дальнего Востока, а также для оползневых побережий Черного и Азовского морей.


Повышенная опасность оползней, активизации существующих и образования новых катастрофических оползней наблюдается для многих областей Северо-Западного, Центрального и Приволжского регионов страны. От оползней страдают и населенные пункты, к которым относятся: Сочи, Таганрог, Ставрополь, Минеральные Воды, Черкесск, Махачкала, Буйнакск, Нижний Новгород, Чебоксары, Вольск, Ульяновск, Саратов, Волгоград, Барнаул, Красноярск, Омск, Томск, Ачинск, Иркутск, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский.


В пределах населенных пунктов появляются антропогенные причины образования оползней: искусственные подрезки склонов, утечка воды из коммуникаций, подтопления, вибрационные нагрузки, иные техногенные факторы.


Примером катастрофической ситуации является массовый сход оползней весной 1989 г. в Чечне и Ингушетии. Тогда оползнями оказались охвачены около 2,5 тыс. км2. Были разрушены полностью или в значительной степени 85 населенных пунктов, включая город Малгобек. Разрушены 2517 домов, около 100 км автомобильных дорог, 102 км ЛЭП. Без крова остались 6025 семей. Прямой суммарный экономический ущерб был оценен в 390 млн. долл. США.


Город Малгобек, съедаемый оползнями с двух сторон, был полностью перенесен на равнину, что потребовало еще 100 млн. долл. США. Подобная оползневая катастрофа повторилась в том же регионе в 1998 г. Без крова осталось 12 тыс. человек, а экономический ущерб был оценен в 140 млн. долл. США.


Сопутствующими ОЯП являются: сели, лавины, техногенные катастрофы. Существуют и достаточно редкие ОЯП, сопутствующие оползням. Например, для целого ряда африканских озер, известных под названием озер-убийц, оползни являются спусковым механизмов выделения из них различных природных газов, вызывающих мгновенную смерть всего живого в окрестностях этих озер.


Прогноз оползней является весьма сложной задачей. Антропогенные оползни, связанные с различными техногенными факторами, практически не поддаются прогнозированию. В оползнеопасных районах используются различные инженерные способы и сооружения для уменьшения вероятности сходов оползней, а также для уменьшения их разрушительного влияния.


К ним относятся планировка склонов, подпорные стенки, системы перехвата поверхностного стока и дренажа подземных вод, а также локальная стабилизация участков с помощью буронабивных и других свай. В первую очередь эти способы и сооружения используются для защиты технических объектов (дорог, мостов, ЛЭП), а также населенных пунктов.