На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаПромышленные и бытовые отходы → Критерии правомерности поведения субъектов экологических правоотношений

Критерии правомерности поведения субъектов экологических правоотношений


В Законе Российской Федерации об охране окружающей природной среды вопросам нормирования отведен самостоятельный раздел (10 статей), где приведены критерии правомерности поведения субъектов экологических правоотношений. Закон требует обеспечить экологическую безопасность населения; сохранение генетического фонда; рациональное использование и воспроизводство безопасных природных условий, устойчивого развития хозяйственной деятельности.


Для определения показателей качества окружающей среды применительно к здоровью людей разрабатываются санитарно-гигиенические нормативы, определяющие предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ; предельно допустимые уровни (ПДУ) воздействия радиации, шума, вибрации, электромагнитных полей; предельно допустимые остаточные количества вредных веществ в продуктах питания (нитраты, гербициды, пестициды, минеральные удобрения, соли в питьевой воде), вредных микроорганизмов и других биологических веществ.


В России ПДК вредных веществ в водных объектах нормирована действующим ГОСТ для хозяйственно-питьевого, культурно-бытового и рыбохозяйственного видов водопользования.


Для хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (табл. 12.5-12.8) установлены лимитирующие признаки вредности: общесанитарный (воздействие вредного вещества на процессы естественного самоочищения воды в водоеме); органолептический (изменение свойств воды, обнаруживаемые осязанием и обонянием); санитарно-токсикологический (воздействие вещества на здоровье людей).


Таблица 12.5 Нормативы химического состава питьевой воды

Химическое вещество, мг/л, не более

Норматив

Алюминий остаточный

0,5

Бериллий

0,0002

Молибден

0,25

Мышьяк

0,05

Нитраты

45

Полиакриламид остаточный

2

Свинец

0,03

Селен

0,001

Стронций

7

Фтор для климатических районов: I, II

1,5

III

1,2

IV

0,7

Таблица 12.6. Нормативы показателей, влияющих на органолептические свойства воды

Показатель (не более)

Норматив

Водородный показатель, рН

6-9

Железо, мг/л,

0,3

Жесткость общая, мг/экв/л

7

Марганец, мг/л

0,1

Медь, мг/л

1

Полифосфаты остаточные, мг/л

3,5

Сульфаты, мг/л

500

Сухой остаток, мг/л

100

Хлориды, мг/л

350

Цинк, мг/л

5

Таблица 12.7. Нормативы органолептических свойств питьевой воды

Показатель (не более)

Норматив

Запах при 20°С и нагревании до 60°С, баллы

2

Вкус (привкус) при 20°С, баллы

2

Цветность, градусы

20

Мутность по стандартной шкале, мг/л

1,5

Под качеством природной окружающей среды понимается такое состояние ее экологических систем, при котором постоянно обеспечивается протекание обменных процессов энергии и веществ между природой и человеком на уровне, обеспечивающем воспроизводство жизни на земле.


Воздействие человека на ОС и негативные последствия его деятельности поставили проблему регулирования качества среды, в которой живет и проявляет себя человек. Нормирование качества окружающей природной среды — это процесс разработки и придания юридической формы научно обоснованным нормативам в виде показателей предельно допустимых воздействий человека на окружающую природную среду.


Таблица 12.8. Общие требования к воде, используемой для хозяйственно-питьевых и культурно-бытовых нужд

Показатели воды

Водопользование

хозяйственно-питьевое, культурно-бытовое

Взвешенные вещества

Содержание взвешенных веществ не должно увели­чиваться после сброса сточных вод от природного уровня не более, чем на 0,25 мг/л 0,75 мг/л

Для водоемов и водотоков, содержащих более 30 мг/л природных взвешенных частиц, допускается увели­чение на 5%

Плавающие примеси

На поверхности воды не должно быть пленок неф­тепродуктов, скоплений примесей

Запахи и привкусы

Интенсивность более двух баллов не допускается:

обнаруживается непосредственно обнаруживается после хлорирования

Вода не должна сообщать посторонних запахов и привкусов мякоти рыб

Окраска

Не должна обнаруживаться в столбике воды: 20 см 10 см

Температура

Температура летом после спуска сточных вод не долж­на превышать более чем на 3°С среднемесячную тем­пературу воды в самый жаркий месяц за последние 10 лет

РН

Должен оставаться в пределах 6,5-8,5

Минерализация воды

Не должна превышать по показателю «привкусы», хлоридов 350 мг/л и сульфитов 500 мг/л

Нормируется по сухому остатку

Растворенный кислород

Не менее 4 г/л в любой период года в пробе, отобранной до 12 часов дня.


Потребление кислорода при 20°С не должно пре­вышать: 3 мг/л 6 мг/л

Примечание: Не допускается наличие возбудителей заболеваний. Ядовитые вещества не должны быть в концентрациях, оказывающих прямое или косвенное вредное влияние на здоровье человека.


Методика нормирования химических веществ включает этапы:

  1. математическое моделирование эксперимента с использованием существующих моделей и выявленных закономерностей поведения химических веществ в элементах биотеоценозов, их стабильности, процесса распределения, а также в целях определения целесообразности нормирования конкретного вещества и условий лабораторного эксперимента;
  2. изучение стабильности химических веществ и определение величины показателя вредности (транслокационного, миграционного воздушного, миграционного водного, общесанитарного);
  3. проверка (уточнение) полученных на лабораторной модели данных в натурном эксперименте, научное обоснование ПДК для конкретных климатических условий и региона;
  4. изучение состояния здоровья населения при наличии в отходах данного химического вещества в климато-ландшафтном конкретном регионе;
  5. определение предельно допустимого уровня внесения (ПДУВ) химических веществ в конкретном почвенно-климатическом регионе.

Устанавливать особые правила обращения с некоторыми опасными отходами (например, свинцовыми аккумуляторными батареями) допустимо нормативными актами местных властей. В частности, в штате Пенсильвания (США) действует при сдаче в магазин, продающий аккумуляторы, положение с таким предупреждением: «Запрещено законом выбрасывать свинцовые аккумуляторы. Законы штата требуют принимать использованные аккумуляторы в обмен на покупаемые новые аккумуляторы».


Не менее ответственной задачей местных властей может стать поддержка экономической состоятельности программ сбора вторичного сырья путем развития рынков для собранных материалов. Это обеспечит возможность снижения необходимости добычи данных материалов из руд. В штате Пенсильвания создана рабочая группа по развитию рынка вторичных материалов под руководством вице-губернатора, обеспечивая таким компаниям доступ к разного рода льготам, грантам, дешевым: кредитам. Важной стороной деятельности этой группы является распространение информации о позитивном опыте и о порядке налаживания контактов. Большое внимание уделяется и сбору макулатуры. Таким образом даже в странах с развитой рыночной экономикой государство может стать крупнейшим потребителем товаров и услуг.