На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаБезопасность жизнедеятельности и окружающая природная среда → Окружающая среда России на рубеже тысячелетий

Отрасли экономики и окружающая среда. Транспорт


В России транспорт остается одним из самых крупных загрязнителей окружающей среды. Он загрязняет воздух, почвы, поверхностные воды; шум и вибрации воздействуют на здоровье населения и т.д.


Если вредных веществ со сточными водами транспортный комплекс выбрасывает всего около 23%, то его доля среди всех источников шума - до 95%. В результате около 35 миллионов населения России проживает в условиях акустического дискомфорта.


Отрасли экономики и окружающая среда. Транспорт

Значительно влияние транспорта и на загрязнение атмосферы - в среднем по России до 45%, а в крупных городах - до 90%. Получается, что в зоне недопустимо высокого риска для здоровья проживает не менее 15 миллионов горожан.


Только от шума, загрязнения воздуха и влияния на климат ежегодный ущерб окружающей среде достигает 170 миллиардов рублей. При этом основной ущерб (около 63%) среди всех транспортных средств наносит автомобильный транспорт. Он же дает и 90% выбросов вредных веществ.


Иллюстрация сведений о выбросах в атмосферу приведена на нижеследующих рисунках.


Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу транспортными средствами в Российской Федерации в 2000 г., тыс. т

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу транспортными средствами в Российской Федерации в 2000 г., тыс. т

По сравнению с 1999 годов выбросы увеличились почти на 10 процентов и составили 14 963 тыс. тонн. В составе выбросов преобладает оксид углерода (около 73%).


Как уже отмечалось, снизился объем загрязненных сточных вод (на 19%). С поверхностным стоком с автомобильных дорог сброшено около 450 000 тонн противогололедных реагентов (главным образом хлоридов).


Автомобильный транспорт. Ежегодный экологический ущерб от автотранспортного комплекса по России достигает 110 миллиардов рублей. На легковой автотранспорт приходится до 60%, на грузовой - 26,5%, на автобусы - 13,5%.


Российский автопарк растет, а экологические показатели горючего отстают от мирового уровня. К тому же в среднем по стране «возраст» автопарка почти «пенсионный» - от 10 до 13 лет.


С 1 июня 2000 года в России введены в действие нормы Евро-2 (требования к выбросам и дымности). Есть надежда, что это уменьшит выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

Дорожное хозяйство

Чтобы меньше загрязнять окружающую среду, в 2000 году с жидкого на газообразное топливо переведены 22 котельные и 33 асфальтобетонных завода. На газовом топливе в 2000 году уже работало 450 асфальтобетонных заводов.


Под дороги отводятся значительные площади земель - на 1 км приходится от 2 до 7 га. А площадь зоны повышенного вредного воздействия в 1999 году составляла 31 000 км2, и в 2000 году увеличилась еще на 216 км2.


С дорог со щебеночным и гравийным покрытием транспорт поднимает в воздух за год около 4 миллионов тонн минеральной пыли. И почти столько же пыли попадает в атмосферу при работах в карьерах.

Внутренний водный транспорт

В России в 2000 году было 32 644 судна (средний возраст - около 23 лет). При этом у 3310 судов состояние оценивалось как ограниченно годное и негодное к эксплуатации.


Выбросы в атмосферу вредных веществ от речного флота составили почти 88 000 тонн и почти 37 000 тонн от предприятий береговых служб.


За год в речном флоте образовалось почти 30 000 тонн отходов (вторично использовано около 10 000 тонн, а другим предприятиям передано 11 200 тонн отходов).

Морской транспортный флот

В 2000 году в нем было 1319 морских судов (на 46 единиц меньше чем в 1999-м). Выбросы в атмосферу увеличились на 5% и составили 174 000 тонн. Сброс неочищенных сточных вод составил 2,4 миллиона кубометров (в том числе 120 тонн взвешенных веществ и около 10 тонн нефтепродуктов). К тому же на морском транспорте ежегодно образуется около 8000 тонн твердых отходов.

Железнодорожный транспорт

В результате завершившейся в 2000 году «Экологической программы железнодорожного транспорта на 1996-2000 годы» выбросы в воздух снизились почти на 72 000 тонн (24,4%); загрязнение сточных вод сократились на 38,3%; использовано или обезврежено 525 300 тонн производственных отходов (а это - более 22% общего количества отходов на этом виде транспорта). За счет капитальных вложений (598 миллионов рублей) за этот период введено в эксплуатацию 84 природоохранных объекта (из них 40 - по очистке сточных вод), из них в 2000 году -15. Надо отметить, что одновременно снизились и выбросы в атмосферу, и сброс сточных вод.


Воздействие гражданской авиации на окружающую среду за последние годы в целом стабилизировалось. Выбросы вредных веществ в районе аэропортов оценены в 34 600 тонн (24% общего объема выбросов). А на высотах более 900 м - 110 000 тонн (то есть 76%).


Сточные воды аэропортов России содержат в высоких концентрациях (до 2-10 ПДК) нефтепродукты, тяжелые металлы и т.д. К сожалению, обеспеченность аэропортов системами очистки сочных вод составляет всего 18% от необходимого. Также только 18% свалок в аэропортах приспособлены для хранения отходов.


В результате экологического контроля на транспорте в 2000 году было выявлено нарушений: на автотранспорте - 27 900 случаев, на предприятиях промышленного железнодорожного транспорта - 878, на морском транспорте - 128, на речном - 1068, на воздушном - 286.


Из-за отсутствия средств на авиаработы надзор за судами на трассах Северного морского пути с воздуха не производится с 1992 года. Характеристика загрязнения воздушной среды различными отраслями транспорта приведена на рисунке.


Характеристика загрязнения воздушной среды различными отраслями транспорта: автомобильный (А), речной (Б), морской (В), воздушный (Г), железнодорожный (Д) и дорожные машины (Е), тыс. тонн

Характеристика загрязнения воздушной среды различными отраслями транспорта: автомобильный (А), речной (Б), морской (В), воздушный (Г), железнодорожный (Д) и дорожные машины (Е), тыс. тонн