На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаОхрана труда - общие положения → Организация управления охраной труда

Правовое обеспечение контроля и надзора охраны труда

В соответствии со ст. 20 ФЗ “Об основах ...”, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляется федеральной инспекцией труда - единой федеральной централизованной системой государственных органов.


Государственные инспектора труда при исполнении своих обязанностей имеют право:


1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм;


2) запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;


3) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;


4) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;


5) предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда, о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;


6) приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создаютугрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;


7) отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;


8) запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;


9) привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, при необходимости приглашать их в инспекцию труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органыматериалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;


10) выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного здоровью работника на производстве.


Государственные инспектора труда являются федеральными государственными служащими и несут ответственность за противоправные действия или бездействие.


Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда наряду с федеральной инспекцией труда осуществляются федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля в пределах своих полномочий.


Приказом Минтруда РФ от 29 февраля 2000 г. № 65 утверждено Положение о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации. В соответствии с данным Положением, Государственная инспекция труда входит в состав федеральной инспекции труда -единой федеральной централизованной системы государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется.


Государственная инспекция труда в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, Положением о федеральной инспекции труда и настоящим Положением.


Государственная инспекция труда по вопросам, отнесенным к ее компетенции, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами прокуратуры, федеральными надзорами, органами налоговой полиции и инспекции, государственной экспертизы условий труда, службы по урегулированию коллективных трудовых споров, другими органами, выполняющими надзорные и контрольные функции, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, объединениями профсоюзов и работодателей, другими государственными и общественными организациями.


Государственная инспекция труда является юридическим лицом, имеет счета в банках и других кредитных учреждениях и органах федерального казначейства, печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы, бланки.


Основной задачей государственной инспекции труда является осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.


Государственная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие основные функции:


  1. осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также на других территориях и в местностях, определенных соответствующими решениями главного государственного инспектора труда Российской Федерации в отношении зон деятельности организаций, выходящих за территорию данного субъекта Российской Федерации (железнодорожный, воздушный и водный транспорт, спецстроительство и т. д.);
  2. расследует в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализирует их причины и разрабатывает предложения по предупреждению таких случаев;
  3. рассматривает в соответствии с законодательством Российской Федерации дела об административных правонарушениях;
  4. информирует соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  5. участвует в работе по правовому воспитанию, распространению знаний по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  6. обобщает и анализирует опыт применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  7. ведет прием граждан (в том числе на территории организаций), рассматривает заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях трудовых прав;
  8. готовит и представляет в установленном порядке в Минтруд России отчеты о результатах деятельности инспекции, доклады и обзоры о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно ст. 22 ФЗ “Об основах ...”, за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется общественный контроль. Он выполняется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительных органов, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.


Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

  1. осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;
  2. проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
  3. принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;
  4. получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях и охране труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
  5. предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;
  6. осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
  7. осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
  8. принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
  9. принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном Правительством РФ порядке;
  10. обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
  11. принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.