На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаОхрана труда в металлургии → Охрана труда в конвертерных цехах

Основы безопасности в конвертерном производстве

Профилактика травматизма

Деятельность администрации предприятия, специальных служб надзора и общественных организаций должна быть постоянно направлена на предупреждение, ограничение и устранение вредных и опасных производственных факторов, вызывающих несчастные случаи и профессиональные заболевания работающих. Задача эта имеет большое государственное значение. Вопрос стоит так: «От техники безопасности — к безопасной технике».


На практике эта задача решается с учетом конкретных условий производства: путем механизации и автоматизации тяжелых работ и процессов с вредными условиями труда; улучшения санитарно-гигиенического состояния микросреды за счет применения вентиляции, обеспыливания, кондиционирования воздуха, уборочной техники, промышленной эстетики — для ослабления опасных и вредных механических, метеорологических, химических, энергетических воздействий на людей; использования технических средств коллективной защиты работающих: сигнализации, блокировки, экранирования, перекрытий, ограждения, дистанционного управления, опознавательной окраски оборудования и др.; совершенствования средств индивидуальной защиты — спецодежды, спецобуви, касок, очков, респираторов, антишумов, антивибраторов; паспортизации техники безопасности; разработки и внедрения устройств автоматического контроля, регулирования технологических процессов и режима работы оборудования; повышения квалификации и обучения людей правилам безопасности; планомерного освобождения женщин от тяжелого и вредного труда на производстве; улучшения проектирования цехов, конструирования и модернизации агрегатов и др.


Основная обязанность всех руководителей и специалистов — профилактика травматизма. На первый план здесь выдвигается облегчение труда человека, освобождение его от тяжелых ручных операций, расстраивающих здоровье, мешающих интеллектуальному, гармоничному развитию.


В «механизированных трудовых процессах физиологические нагрузки на человеческий организм остаются, но они перераспределяются в сторону уменьшения мышечных усилий. Одновременно возрастают нервные напряжения. Каждый новый технологический процесс, новую конструкцию машины, замену или модернизацию оборудования, каждое изменение в размещении агрегатов и расстановке людей следует оценивать по тому, в какой мере они способствуют сохранению здоровья и работоспособности трудящихся.


Травму на производстве с установившейся технологией физиологи понимают как результат нескоординированных центральной нервной системой рабочих движений пострадавшего. В психологическом аспекте — следствие его ошибочных действий. Сточки зрения инженера, травма—результат неблагоприятных факторов, неудовлетворительной организации трудового процесса, неисправности механизма, приспособления, инструмента и т. д.


Разлад в координации рабочих движений наступает по многим причинам. К ним относят: мышечное и нервное утомление организма; несоответствие сигнала во второй сигнальной системе мозга внешнему раздражению, действующему в первой (чувственной) системе, например неправильно поданная команда, неисправный светофор, сильные помехи на участке; несовпадение ритмов среды с ритмом деятельности функциональных систем организма; запаздывающая реакция на нервный импульс; отсутствие стойкого нейродинамического рабочего стереотипа (человек не обучен); некоммуникабельность человека в бригаде; техническая неисправность агрегата, инструмента и т. д.

Механизация и автоматизация производственных процессов

Механизация труда предусматривает внедрение машин и механизмов для замены человека (полностью или частично) на тяжелых, трудоемких и вредных работах. Если машины охватывают ряд последовательных операций, это свидетельствует о комплексной, т. е. более высокой, степени механизации. Ручные действия полностью не отменяются, но сводятся к минимуму. Участие человека в производстве проявляется больше в функциях управления, слежения и контроля.


Высшая ступень механизации — автоматизация производственных процессов, при которой сложные системы (комплексы) машин и технических устройств выполняют многооперационные технологические циклы, контролируют собственную работу и самонастраиваются.


Работа человека носит индивидуальную эмоциональную окраску. Любой уровень механизации и автоматизации процессов не исключает его из производственной среды. Машины и автоматы лишь помотают человеку в труде.


Самые совершенные автоматы не могут действовать в проблемных ситуациях—непредвиденных, возникших неожиданно, на которые они не настроены (не запрограммированы). Между тем квалифицированный оператор, диспетчер, дежурный в нетипичном случае может найти правильное решение.


Комплексная механизация производственных процессов существенно меняет характер трудовой деятельности. Занятость человека на рабочем месте проявляется в виде активного соучастия в системе «человек и машина».


При массовом производстве всегда возникают нешаблонные, нестандартные ситуации, даже в условиях ритмичной работы цеха. В этих случаях люди находят нужные действия по следовым возбуждениям прежних реакций организма, по нейродинамическому стереотипу (опыту). Нешаблонность ситуации тоже становится привычной. Элементы импровизации и творчества входят в повседневную практику. Нешаблонность производственных действий допустима в тех пределах, при которых задание выполняется без существенной перестройки профессиональных навыков, без ухудшения условий труда.


Конвертерный цех представляет собой развивающееся высокомеханизированное современное производство. Быстротечные технологические процессы еще более интенсифицируются. Применяются ЭБМ для управления плавкой, дистанционное управление конвертером, миксером, сталеразливочным ковшом, машины для набивки ковшей и ломки футеровки и др.


Механизация производственных процессов во много раз повысила эффективность труда. Но физиологические резервы организма ограничены (хотя приспособляемость его к внешней среде — адаптационная пластичность — весьма велика). Машина может долго работать без остановок. От человека этого требовать нельзя. Труд его на комплексно-механизированном и автоматизированном участке пока еще утомителен. Уменьшаются физические усилия, но возрастают эмоциональные перегрузки и нервные напряжения. Вопросы охраны труда и техники безопасности остаются актуальными.

Изучение и пропаганда правил охраны труда и техники безопасности

Обучение людей правилам охраны труда и техники безопасности проводится с помощью инструктажей, лекций, бесед, радиопередач, кинофильмов, справочников, наставлений, памяток, плакатов, трафаретов.


Физиологической основой обучения является вторая сигнальная система мозга. Устная и письменная информация по усвоению и применению безопасных приемов и методов труда воспринимается работающими в виде условных сигналов, адресованных тем центрам мозговой коры, в которых оживляются мысленный образ цели труда и предостерегающие негативные образы — ориентиры трудового процесса («так делать нельзя!»).


Инструктажи по правилам техники безопасности с последующей проверкой степени усвоения — обязательное средство профилактики травматизма. Регулярные их повторения развивают и закрепляют в памяти навыки безопасного поведения на производстве. Инструктаж проводит представитель администрации цеха — мастер, старший мастер, начальник смены или цеха. Программа рассчитывается на 10—15 ч занятий (до или после смены) и утверждается главным инженером предприятия.


В течение тода инструкции по технике безопасности остаются почти неизменными. Лишь отдельные пункты их .могут перерабатываться или дополняться. Изучение инструкции в бригаде носит часто характер повторения прослушанного ранее материала для закрепления его в памяти. Мастер не должен только перечитывать текст. Повторное и монотонное чтение его без дополнения свежими примерами из практики, т. е. без информации о случившейся травме или выявленных нарушениях правил безопасности, их обсуждения и надлежащих выводов, интереса не вызовет, а только утомит слушателей. Вместо негативных мысленных образов, которые должны возбудить у людей отрицательные эмоции «так делать нельзя!», возникнут посторонние образы.


Обучающий не должен создать представления у слушателей о неизбежности травм в цехе, запугивать людей. Он обязан указать на постоянно имеющиеся возможности организовать безопасную работу на любом участке, убедить слушателей в том, что обученный и внимательный человек всегда в состоянии избежать травмы, сохранить здоровье и работоспособность.


Каждый инструктаж имеет определенную целевую установку. Он бывает вводным — вновь принятым рабочим по общим правилам охраны труда и техники безопасности; первичным — им же по правилам безопасности на рабочем месте; повторным, полугодовым и годовым — всем рабочим участка и цеха; повторным внеплановым — в связи с тяжелой травмой в цехе, аварией, изменением технологического процесса, перерывами в работе более 30 календарных дней, после случая нарушения правил техники безопасности. Проводят и текущие инструктажи перед производством работ по нарядам-допускам (ГОСТ 12.0.004—79). Все инструктажи по технике безопасности (кроме оперативных — минутных) регистрируются в специальном журнале. В нем расписываются и обучаемые, и обучающий.


Обучающему и наставляющему должны быть известны некоторые положения производственной педагогики. Психологические процессы запоминания увиденного и прослушанного весьма субъективны. Восприятие и представление даже одного и того же явления складываются у разных людей неодинаково. У лиц внутренне собранных, волевых, умственно натренированных, способных к сосредоточенному вниманию, негативный образ («так делать нельзя!») запечатлевается сильнее, чем у людей менее организованных, отвлекающихся, обладающих неустойчивым вниманием.


Основой памяти — образной, слуховой, эмоциональной, моторной, логической — служат следовые возбуждения ранее пережитых ощущений и восприятий. Они усиливаются за счет нервных импульсов, вызываемых речью, изображениями, предупреждающими сигналами, испытываются вторично (хотя и слабее) во второй сигнальной системе мозга. Некоторые чувственные импульсы не могут переживаться адекватно (совпадающе), так как в первоисточнике они не оставляют следа в памяти. Это относится к особо угрожающим сигналам: «Высокое напряжение!», «Смертельно опасно!», «Яд!», «Взрывоопасно!», «Опасно для жизни!» и др.


Тот, кто хоть однажды пренебрег указанными сигналами, погибает. В человеческом мозгу могут сохраниться лишь следовые возбуждения по поводу таких происшествий с другими людьми. Любой человек даже мысленно не допускает своей гибели. Это в какой-то мере затрудняет восприятие информации по технике безопасности. Перед слушателем непроизвольно опускается психологический заслон собственной неуязвимости («со мной такое случиться не может»).


Другую трудность для лектора вызывает стойкость бытовых доминант. Условные речевые сигналы направляются человеку, пребывающему в обстановке, отличающейся от рабочей. В то время, когда его наставляют правилам безопасности, внушают негативные образы трудового процесса («Под висящим грузом не стоять», «Неисправный инструмент в работу не брать» и т. д.), в мозгу по случайным ассоциациям оживают бытовые образы. Чтобы организовать себя на усвоение сообщаемых сведений, нужно волевое усилие, на которое человек не всегда способен.


Мешает усвоению материала и отсутствие в данный момент мышечных ощущений обратной связи, дающих реальное представление о прилагаемых усилиях. Нельзя обучать подводному плаванию на сухом месте. Бездеятельность двигательного аппарата делает слушателя пассивным в восприятии наставлений о безопасных и опасных приемах труда.


Те, кто инструктирует рабочих, должны помочь слушателям преодолеть психологический заслон неуязвимости, бытовые доминанты, инертность восприятия, суметь заинтересовать аудиторию информацией.


Важно методологически правильно построить и провести беседу, организовать аудиторию, доходчиво изложить материал с применением средств, помогающих закрепить в памяти сообщаемые знания (диапозитивы, макеты, экспонаты, документальный фильм). Учесть место, время и интеллектуальный уровень слушателей. Но нельзя слишком упрощать информацию о травме или аварии. Известно, что профессиональный опыт рабочих помогает им логически правильно уяснить механизм даже сложного явления, имеющего отношения к их сфере деятельности.


В дополнение к лекционной применяются и другие формы пропаганды этих знаний:


1. Издание специальной и популярной литературы по технике безопасности, санитарии, гигиене труда, промышленной эстетике.

2. Издание плакатов, бюллетеней, трафаретов и т. п.

3. Организация соревнования на лучшую деятельность в цехах постов, уголков и кабинетов по технике безопасности.

4. Освещение темы безопасности в газетах, передачах заводского радио с участием общественных инспекторов и профсоюзных активистов.