На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаОхрана труда в металлургии → Охрана труда в конвертерных цехах

Вопросы психологии труда на конвертерном производстве. Психология труда

Психология труда

Психология труда изучает психическую деятельность работающего в различных общественных и производственных условиях, психические особенности личности в связи с выполняемой работой. Психологи исследуют вопросы профессиональной ориентации, отбора, изучения и формирования навыков труда, совершенствования профессионального мастерства; обслуживания механизированных и автоматизированных систем «человек и машина», специфику деятельности оператора и лиц других профессий, связанных с получением и переработкой информации; логические процессы принятия решения, межличностные отношения в производственном коллективе.


Элементарным актом в психологии труда является действие, равнозначное рабочему движению в физиологии труда. Большое значение придается усвоению безопасных навыков труда и предупреждению ошибочных действий.


В процессе труда человек развивается физически и интеллектуально. Труд воспитывает его, дисциплинирует, приобщает к общественным интересам, повышает уровень самосознания.


Технический прогресс заострил проблему человеческого труда в системе «человек и машина». Увеличилось ценностное выражение труда, он стал более производительным и организованным. Усложнился характер действий, появились новые профессии и новые операции (слежения, регулирования и управления); возросло напряжение оперативного мышления. Эксплуатация быстродействующих машин и механизмов потребовала от технологического персонала, операторов и диспетчеров перехода к более интенсивному ритму производства, постоянной ориентировки на рабочем месте, быстрого анализа создавшейся ситуации, срочного выполнения целевых двигательных реакций небольшой интенсивности и большой мобильности (подвижности) нервных процессов. Механизация и автоматизация производственных операций облегчают труд, разгружают мышцы и рабочие органы от тяжелых физических напряжений, но повышают нервные напряжения.


Для преодоления дисгармонии в физическом развитии человека необходимо компенсировать смещение внутренних напряжений организма от мышц к мозгу, усилить двигательную активность. В этом направлении ведется широкий комплекс исследований, разрабатываются рациональные режимы труда и отдыха, улучшается состояние гигиены труда и промышленной санитарии, проектируются и внедряются механизированные системы, предназначенные снимать повышенные нервно-психические напряжения в конкретных производственных условиях. Широко развиваются физическая культура, массовый спорт, туризм.

Эргономика

Эргономика — прикладная наука, которая исследует трудовую деятельность человека в комплексной системе «человек — машина — среда». Предметом ее является изучение и планирование трудовой деятельности в автоматизированных системах с целью их оптимизации, т. е. нахождения лучших условий функционирования, достижения высоких технико-экономических показателей, сохранения здоровья, длительной работоспособности и гармонического развития человека.


В эргономике человек рассматривается как компонент (технологическое звено) исследуемой системы с присущими ему рабочими характеристиками. Управление производственными процессами осуществляется на основе информации, которая поступает на пульт в виде световых и звуковых сигналов, показаний приборов и т. п. В этих условиях трудовая деятельность человека приобретает новые качества. Он работает в режиме ожидания информации, восприятия и переработки ее, в состоянии готовности к принятию быстрых решений и неотложных действий в критических ситуациях.


Все чаще современный рабочий выполняет функции оператора. Эргономика исследует трудовую деятельность оператора как поэтапный процесс целенаправленного преобразования информации по такой условной схеме:


1. Восприятие информации и выделение из общего ее потока наиболее существенных сигналов. Определение информационной модели обстановки.

2. Сопоставление информационной модели с имеющимся у оператора мысленным образом оптимальной обстановки для достижения цели труда. Этот мысленный эталон называется внутренней образно-концептуальной моделью.

3. Принятие решения о необходимых действиях в изменившейся ситуации.

4. Исполнение решения.

5. Контроль за исполнением решения.


При проектировании автоматизированных систем эргономика намечает целесообразное распределение функций между человеком и машиной. Человеку предоставляют операции творческого характера и логические, машине — консервативные: вычислительные, выбор решения по заданному алгоритму, накопление, хранение и выдачу справочной информации. Принимают во внимание как положительные, так и отрицательные специфические рабочие характеристики человека. К первым относят интуицию, способность решать не предусмотренные программой задачи, исправлять ошибки, настраиваться на неполную информацию, помехоустойчивость. Ко вторым — плохое настроение, психические напряжения, эмоциональные срывы (стрессы), утомление, болезни.


Важная задача эргономики — отбор, обучение и тренировка операторов. К каждому предъявляются жесткие профессиональные требования — быстрота реакции, хладнокровие, способность принять решение в неожиданной ситуации при остром дефиците времени, достаточная обученность, способность держать в памяти сферу управления и интуитивно предвидеть ближайший поворот событий и др.


Эргономика использует данные всех наук, предметом исследования которых является трудовая деятельность человека: физиологии труда (состояние организма человека в труде, рациональные формы организации производства для обеспечения длительной работоспособности человека); психологии труда (функциональные связи процессов труда и развития личности); инженерной психологии (разработка оптимальных условий труда с устранением излишних напряжений); гигиены труда (влияние трудовой деятельности и производственной среды на организм человека, санитарно-гигиенические и технические мероприятия по оздоровлению труда).


На предприятиях осуществляются меры по приведению рабочих мест, конструкций механизмов и инструмента в соответствии с требованиями эргономики, т. е. приспособлению их к наиболее эффективному использованию в интересах работоспособности, удобства и безопасности человека. Эргономика не сводит его к роли мыслящего придатка к машине. Самая совершенная машина рассматривается как орган человеческого мозга. Она является только помощником человека в заданной программе деятельности.

Социальная психология на производстве

В производственном коллективе происходит психологическое общение людей, складываются их взаимоотношения, формируется личность, возникает осознание целесообразности совместных действий, сферы управления и подчинения.


Поведение и деятельность людей в коллективе изучает социальная психология. Первичным коллективом может быть участок, бригада, рабочая смена, небольшой цех. Психологическое общение в коллективе протекает в виде обмена информацией, личного примера, убеждения, подражания, дружеского участия. Укрепляются общие интересы, единые мнения. Создается свой психологический климат.


Межличностные отношения в социалистическом коллективе проявляются в доброжелательном отношении друг к другу, готовности оказать помощь товарищу. В то же время это и понимание коллективной ответственности за порученное дело, взаимная требовательность, трудовая дисциплина.


В контактной группе могут оказаться и личности психологически несовместимые с товарищами по работе, что создает конфликтные ситуации. Оправдывается перевод таких людей в другой коллектив (бригаду), где могут наладиться нормальные взаимоотношения.


Коллектив, как правило, состоит из формальных и неформальных малых групп. В формальную малую группу входят люди, организованные на выполнение определенных операций; в неформальную — лица, не связанные работой, но тяготеющие друг к другу по родству, дружбе, соседству, одинаковым увлечениям (охоте, спорту и т. п.).


Юридически не оформленные малые группы часто задают тон в первичном коллективе, формируют настроение, выражают и отстаивают общие интересы. В группе бывает неофициальный, но признанный лидер. Он пользуется авторитетом за добросовестную работу, рассудительность, общительный характер. Такой передовик труда выполняет роль наставника молодых членов бригады, организатора оптимального психологического климата.