На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаОхрана труда в машиностроении → Охрана труда на производстве и в учебном процессе

Охрана труда на производстве и в учебном процессе


Коллектив авторов - М.С. Петрова, С.В. Петров, С.Н. Вольхин


Анотация

Отечественная система охраны труда как часть общей системы обеспечения безопасности жизнедеятельности (БЖ) более семидесяти лет формировалась и развивалась в рамках плановой, регулируемой государством экономики. Она безусловно выполнила свою позитивную роль, позволив реализовать многоаспектный комплекс гарантий, мер защиты и социальной поддержки трудящихся. Особенностями такой системы являлось ее жестко регламентированное государственное финансирование и реальная ответственность руководителей за нарушение законов, норм и правил охраны труда.


Формирующаяся с начала 1990-х годов система новых экономических отношений отличается большей либеральностью и самостоятельностью работодателей в выборе приоритетов инвестирования средств, что привело к снижению уровня охраны труда и безопасности на производстве. В середине 1990-х годов в России зафиксирован самый высокий среди индустриально развитых стран уровень производственного травматизма с летальным исходом – 0,133 случая гибели на 1000 работающих; более чем у 40 % работающих в отечественной промышленности условия труда квалифицированы как неблагоприятные; число специалистов по охране труда на предприятиях снизилось почти в два раза; затраты на мероприятия по охране труда сократились в пять раз. В результате значительно увеличилось количество всевозможных аварий, катастроф, несчастных случаев, что привело к увеличению общего числа пострадавших от производственных травм и неблагоприятных факторов в 2–3 раза.


Эти негативные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования личной подготовки каждого работника и всей системы безопасности и охраны труда, адаптации ее к рыночной экономике, интеграции в европейское и мировое правовое пространство, сохранения механизмов защиты интересов работающих, гарантий охраны их жизни, здоровья и трудоспособности в процессе профессиональной деятельности.


Опыт развитых стран показал, что в условиях экономических отношений рыночного типа для решения этих задач необходимо сочетание системы государственного регулирования с возложением расходов и экономической ответственности за ее реализацию на работодателей. Опираясь на такой подход, Россия поставила перед собой масштабную задачу, провозгласив принципом государственной политики в сфере охраны труда приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности. Система охраны труда является важной составной частью системы обеспечения безопасности образовательных и производственных объектов, а также общей системы национальной безопасности страны.


В связи с ростом количества чрезвычайных ситуаций (ЧС) в последние годы особую актуальность приобрели вопросы организации работ по охране труда, улучшения условий и безопасности жизнедеятельности, профилактики травматизма обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях.


Одной из важнейших задач профессионального образования является формирование трудоохранной культуры профессионала. Работник системы образования, как и любой другой области, не может считать себя профессионалом, если он не владеет основами БЖ и в том числе безопасными приемами труда. При этом психолого-педагогическая подготовка работников и освоение ими общей культуры безопасного поведения являются определяющими факторами в профилактике производственного травматизма как в сфере образования, так и на любых других объектах.


Данное учебное пособие предназначено для освоения студентами основных разделов охраны труда: «Законодательство в области охраны груда», «Основы техники безопасности», «Гигиена труда и производственная санитария» и «Пожарная безопасность». В каждом разделе рассматриваются основные элементы системы охраны труда, опасные и вредные производственные факторы, что соответствует задачам подготовки будущего учителя. Большое внимание уделяется лабораторно-практическим работам, количество которых определяется учебным планом по специальности. Методика, используемая при выполнении работ, позволяет существенно повысить эффективность освоения студентами материалов курса, необходимых для их последующей профессиональной деятельности.


Пособие подготовлено авторским коллективом Тульского и Московского педагогических государственных университетов.




Информационное сообщение
В связи с изменениями в законодательстве РФ, касательно авторского права, мы не можем больше предоставлять ссылки для скачивания книг на нашем сайте. Однако все книги, которые были ранее доступны для скачивания, есть в открытом доступе на других сайтах(домены которых не принадлежат к РФ). Если же у Вас все-таки возникнут трудности с поиском ранее доступной литературы, обратитесь к нам через форму обратной связи и мы попробуем найти необходимые книги в сети.

Тема письма для обращения - «Поиск литературы», а в тексте сообщения указывайте название книги и автора.