На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаОхрана труда в химической промышленности → Несчастные случаи на химических работах

Взрывчатые смеси. Крепкие кислоты

(220) Крепкие кислоты,—главным образом концентрированная серная, — дают взрывы с солями хлорноватой кислоты (образование взрывчатой двуокиси хлора), солями марганцевой кислоты (образование взрывчатой семиокиси марганца) и с сильными основаниями, если они находятся в твердом виде или в концентрированном растворе.


[280] В пансионе в Уврне учитель прибавил несколько капель серной кислоты к бертолетовой соли, находившейся в стальной ступке. Последовавшим немедленно взрывом разорвало ступку; осколок попал учителю в висок, и через несколько часов он умер.


[281] Один студент в лаборатории хотел приготовить кислый раствор марганцовокислой соли, чтобы отмыть стакан. Вместо того, чтобы подкислить серной кислотой раствор соли, он, к несчастью, облил прямо в колбе 40 г твердой марганцовокислой соли концентрированной серной кислотой! Тотчас же последовал сильный взрыв, которым ему раздробило два пальца и слегка поранило лицо.


[282] На лекции в высшей школе из железистосинеродистого калия и концентрированной серной кислоты получали окись углерода в литровой круглодонной колбе с предохранительной ртутной трубкой; газ пропускался через промывную склянку с едким натром. После окончания опыта воздух продолжал булькать в предохранительной трубке, и ассистент разъединил промывную склянку с колбой, где шло добывание газа. При этом он не обратил внимания на то, что в отводную газовую трубку уже всосалось небольшое количество едкого натра. В момент разъединения раствор капнул в горячую серную кислоту; колба взорвалась, и основательно обрызгало и ассистента, и профессора.


(221) С растворами аммиака, а также частью и с растворами аммонийных солей, могут давать взрывы те вещества, присутствие которых может вести к образованию галоидных соединений азота или гремучих солей (аммиачные соединения благородных металлов): хлор, йод, соли хлорноватистой и йодноватистой кислот, соединения серебра, золота и ртути. Ср. (200) и (202).


См. случай 195.


(222) Из прочих смесей, способных давать взрывы уже при обыкновенной температуре или при нагревании, можно назвать следующие: бром и фосфор; азотная кислота и фосфор; хлорная кислота при взаимодействии с горючими веществами, как то: дерево, древесный уголь, бумага, эфир,—или при обливании фосфорного ангидрида; цинковая пыль и порошок серы; окись азота и сероуглерод; азотистокислый и железосинеродистый калий; нитрозоацетанилид и тиофен; калий и бензол ферросилиций, в присутствии влаги; пикриновая кислота в смеси с органическими основаниями, сурьмянистый калий в присутствии влаги.


[283] Чтобы показать разницу реакционной способности у красного и желтого фосфора один университетский профессор бросил кусок желтого фосфора в дымящую азотную кислоту. Раздался страшный удар, раздробивший толстостенный стеклянный цилиндр и подбросивший вставленную в него воронку в потолок.


[284] Liebig демонстрировал опыты при Баварском дворе, при чем зажег смесь паров сероуглерода и двуокиси азота; произошел сильный взрыв. Liebig считает, что избыток двуокиси азота вызвал слишком бурное окисление.


[285] Раствор 10 гр нитрозоацетанилида и 20 гр тиофена, приготовленный в колбе при 0°, взорвался с громким выстрелом, раздробив колбу, в тот момент, когда его вынимали из охладительной смеси.


[286] Студент высушил бензол над металлическим калием и сухой бензол отфильтровал. При взбалтывании остатков бензола с калием в присутствии проникшего в колбу воздуха произошел сильный взрыв с появлением языка пламени, которое студенту выбросило в лицо и обожгло снаружи глаза. Вследствие аутоксидации произошло образование перекисей.


[287] При пересылке ферросилиция довольно часто происходили взрывы, причину которых приписывали самовоспламенению кремневодорода, который мог образоваться при действии влаги. Однако, известны также случаи, когда происходили взрывы при отбивании шлака от ферросилиция. Эти взрывы приписывают тому, что железистый кремний подымается к коре шлака и вступает со шлаком в бурную реакцию. Ферросилиций в смеси с окисью меди, раскаленный до красна в трубке, также дает взрыв.


К взрывам, причина которых ранее не была выяснена, относятся также взрывы, которые часто происходят при бросании калия или натрия в воду. При правильном ходе реакции, кусочки плавают на поверхности воды, что сопровождается бурным выделением водорода; выделяющийся водород, при действии на воду калия, воспламеняется всегда, а натрия — лишь в тех случаях, когда движение кусочка приостанавливается, вследствие чего уменьшается охлаждение. После того как пламя погаснет, раскаленный шарик гидроокиси непродолжительное время еще носится на поверхности выделяющимися парами (Leidenfrost'овское явление), затем внезапно тонет в воде, что сопровождается шипением, трещанием и разбрызгиванием (осторожность!). Часто, однако, пока еще реакция не закончилась — происходит взрыв, о причинах которого много говорилось.


[288] Толстостенный стеклянный цилиндр, вместимостью в 2 литра, был наполнен прокипяченной водой; при внесении всего только 2 гр. натрия, цилиндр с оглушительным выстрелом превратился частью в пыль, частью в мелкие осколки.


Многие для объяснения взрывов принимают, что натрий при старении переходит в форму, способную взрываться, или ищут причину в керосине, под которым его хранят, или, наконец, предполагают образование перекиси. В пользу этого, может быть, говорит следующий пример.


[289] До склянки, в которой под нефтью хранилось около 900 гр. натрия, не дотрагивались в течение двух лет. Внезапно склянка взорвалась с большой силой. Осколки ее и натрий далеко разлетелись по всей комнате. При этом много натрия воспламенилось. Причина неизвестна.


A. W. Hofmann, сообщающий о подобных взрывах, полагает, что гремучий газ выделяется в тех случаях, где опыт производят при помощи ложечки из проволочной сетки, при чем случайно захватывается пузырек воздуха, мешающий полному соприкосновению натрия с водой; при этом натрий сильно разогревается, и раскаленный металл разлагает воду. Поэтому, он рекомендует вести опыт так, чтобы в цилиндре, наполненном водой, натрий мог подниматься кверху. Оhmаnn, наооборот, советует употреблять ложку из проволочной сетки. Что при этом случае могут происходить взрывы, показывает следующий пример.


[290] Кусочек натрия, тщательно очищенный от окислившейся корочки, был помещен на ложку, прикреплен проволочной сеткой и опущен под воду в толстостенной пневматической ванне. Когда его накрыли большим пробирным цилиндром, началось бурное выделение газа, и раздался оглушительный выстрел. На столе остались осколки от дна ванны и лужи воды. Учителю поранило глаза и лицо (Слишком большой кусок натрия!).


Поэтому, опыт следует производить с небольшими количествами, беря кусочек натрия величиною меньше горошины. При этом также может произойти взрыв, к которому, при том или ином способе производства опыта, следует быть готовым, однако не настолько сильный, чтобы вызвать несчастье, если ученики при этом защищены зеркальной пластинкой. Все взрывы, происходящие от малых количеств, по нашим наблюдениям, проходят, не причиняя вреда.