На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаОхрана труда в горно-геологической отрасли → Охрана труда в угольной промышленности

Передвижение и перевозка людей по горным выработкам. Обслуживание поезда (вагонетки)

Поезд (вагонетка) обслуживается специально обученным горнорабочим (кондуктором), который во время перевозки людей должен находиться в кабине головной по направлению движения вагонетки.


Правилами безопасности допускается до завершения работ по проведению, углубке и капитальному ремонту наклонных выработок спуск и подъем людей по ним в клетях и специальных вагонетках без парашютных устройств, а также в переоборудованных скипах. Подъемный канат при этом подвергается обязательному инструментальному контролю, а конструкция специальных вагонеток или скипов и технологические схемы перевозки людей должны быть согласованы с МакНИИ.


Также разрешается при ремонтах людских ходков грузовую вагонетку прицеплять к незагруженному пассажирскому поезду при соблюдении следующих условий: скорость движения поезда не должна превышать 3 м/с; для прицепки грузовой вагонетки должны применяться заводского изготовления прицепные устройства; нагрузка на прицепное устройство головной пассажирской вагонетки и на подъемную машину (лебедку) не должна превышать расчетную; перевозка людей в пассажирском поезде (вагонетке) с прицепленной грузовой вагонеткой не допускается, за исключением лиц, занятых на ремонте данной выработки.


Ежесменно перед началом перевозки людей вагонетки и клети, служащие для спуска и подъема людей по наклонным выработкам, а также парашютные и прицепные устройства и запанцировка каната должны осматриваться дежурным электрослесарем и горнорабочим (кондуктором).


Ежесуточно осмотр указанного оборудования и проверка парашютных устройств включением ручного привода должны производиться механиком подъема или должностным лицом. Такая же проверка один раз в месяц должна производиться главным механиком или должностным лицом, назначенным для этой цели.


Еженедельно пассажирские и специально оборудованные вагонетки должны осматриваться механиком участка шахтного транспорта с записью результатов осмотра в специальную книгу. Результаты осмотров заносятся в Книгу осмотра подъемной установки.


В наклонных выработках, оборудованных людскими и грузолюдскими подъемными установками, крепь и пути должны ежесуточно осматриваться ответственным лицом, назначенным приказом руководителя предприятия, а перед спуском (подъемом) смены рабочих порожние вагонетки (клети) должны один раз пропускаться по выработке в оба конца. Результаты осмотров заносятся в Книгу осмотра подъемной установки.


На шахтах назначаются лица, ответственные за организацию перевозки людей по наклонным выработкам. Эти лица должны назначаться приказом руководителя предприятия.


Конвейеры для перевозки людей оборудуются в соответствии с Инструкцией по перевозке людей ленточными конвейерами в подземных выработках угольных и сланцевых шахт (НАОП 1.1.30-5.03-84).


Максимальный угол наклона выработки для перевозки людей конвейером не должен превышать 18°, скорость движения ленты 1,6 м/с, ширина ленты - не менее 800 мм. Перевозка осуществляется в обе стороны, в том числе вместе с горной массой: по верхней ветви ленты - вверх, по нижней - вниз.


Расстояние от верхнего полотна до кровли выработки, переходных мостков и других устройств должно быть не менее 1 м, а в местах установи площадок посадки и схода на протяжении 10 м - не менее 1,5 м. Площадки для посадки и схода людей состоят из опорного каркаса, настила, перил и ступенек до почвы выработки.


Настил площадки схода располагается ниже, а площадки посадки выше или на одном уровне с лентой. При этом превышение площадок ленты или ленты площадок не должно быть более 50 мм. Длина площадок посадки не менее 1,5 м, схода - 8м, ширина площадок 0,7 м. Ролики конвейера у площадок ограждаются для предотвращения прикосновения с ними людей, зазор между лентой и площадкой перекрывается. Площадки схода и посадки устраивают также до и после места погрузки угля, между которыми прокладывают продольный, вдоль конвейера, трап с перилами.


Схема отключающего устройства

Рисунок 13.2 - Схема отключающего устройства: 1 — концевой выключатель типа ВКВ-380; 2 — щиток концевого выключателя; 3 - держатель; 4 — аварийный трос; 5 — полосы конвейерной ленты


Кроме предусмотренной схемой автоматизации конвейеры оснащаются дополнительными средствами безопасности (рис. 13.2): вдоль конвейера оборудуется тросовое устройство для экстренной остановки привода, которое располагается в выработке с неходовой стороны на высоте 200-400 мм от ленты; для предупреждения о подъезде людей к площадке схода на расстоянии 8-10 м перед площадкой подвешивают на раме, полосы конвейерной ленты, концы которых находятся над лентой на высоте 300 мм; для отключения привода конвейера в случае проезда людьми площадок схода устанавливают на высоте 300 мм от ленты сплошной из конвейерной ленты шит - устройство отключения привода конвейера; на расстоянии 15 м от начала площадки схода устанавливается желтый свет, над площадкой схода - красный; конвейеры снабжаются датчиками бокового схода ленты и устройствами, отключающими конвейер при превышении скорости на 8%.


Перевозка людей разрешается после приемки конвейера специальной комиссией. Ответственность за безопасность перевозки людей возлагается на начальника участка, в ведении которого находится конвейерная линия, а в смене - на горного мастера, который перед началом смены обязан проверить исправность конвейерных установок. Начальник участка или его помощник обязан не реже одного раза в сутки производить осмотр крепления выработок, зазоров для прохода людей и средств безопасности, которыми оснащен конвейер.


Перевозка людей в течение суток осуществляется по графику, утвержденному главным инженером шахт. На каждом пункте посадки людей должна быть вывешена инструкция о порядке перевозки и правилах поведения людей с указанием значений сигналов. Световая и звуковая сигнализация подается при пуске и остановке конвейера.


Посадка на ленточный конвейер производится по одному человеку с соблюдением интервала не менее 5 м, а при перевозке людьми инструментов – 10 м. Перевозка инструментов массой не более 20 кг разрешается только в чехлах. Положение людей на ленте конвейера должно быть «лежа на локтях».


При ненормальном движении ленты (сход в сторону, рывки, дергание и т. п.) необходимо остановить конвейер средствами аварийной остановки и сойти с него. При срыве ленты все люди должны сойти с конвейера.


Во избежание несчастных случаев запрещается: посадка и сход вне площадок или когда последние неисправны; проезд с выключенными индивидуальными светильниками; перевозка горнорабочих, имеющих при себе взрывчатые материалы; перевозка людей на мокрых лентах конвейера при уклонах более 10°.


В прямолинейных выработках с углом наклона до 25° применяют дорогу МДК с замкнутым канатным тягово-несущим органом. Перевозка людей осуществляется на подвесных сидениях, закрепленных на тяговом канате. В местах посадки и схода людей в выработке должны быть горизонтальные участки. Для экстренной остановки дороги служит располагаемый вдоль выработки кабельтросовый выключатель