На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаОхрана труда и энергосбережение → Основы энергосбережения

Организация энергосбережения. Основные направления энергосбережения

Закон и нормативные документы в области энергосбережения

Основное место в административном управлении энергосбережением занимает нормативно-правовое регулирование, включающее разработку и принятие законодательных, нормативных и иных актов, стимулирующих потенциальных участников процесса энергосбережения к осуществлению энергоэффективных мероприятий, формирующих законодательную базу энергосбережения.


Во многих странах Франции, Германии, Японии и других после энергетического кризиса 1973 года были приняты законы, касающиеся эффективного использования энергии. В 90-х годах после изменения структуры экономики в странах СНГ составляющая стоимости энергии в конечном продукте, работе или услугах стала играть доминирующую роль и проблема эффективного использования энергии стала одной из первоочередных. В связно этим в 1994 году на Украине был принят Закон «Об энергосбережении». Затем аналогичные законы были-приняты в 1996 году в России и в 1998 году в Беларуси. Общие принципы законов об энергосбережении стран СНГ во многом совпадают, но имеют отличие в деталях, характеризующих особенности развития каждого государства.


Что такое закон? Закон постановление государственной власти, нормативный акт, принятый государственной властью; установленные государством обязательные правила; обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам.


Закон «Об энергосбережении» был принят и вступил в силу. Им регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности юридических и физических лиц в сфере энергосбережения, в целях повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, и определяются правовые основы этих отношений. Закон устанавливает энергосбережение, в качестве приоритета государственной политики в решении энергетической проблемы.


Структура Закона «Об энергосбережении» представлена в таблице 7.1.1. Он состоит из пяти глав.


1. Общие положения.

2. Основы государственного управления энергосбережения.

3. Экономические и финансовые механизмы энергосбережения.

4. Ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении.

5. Заключительные положения.


Таблица 7.1.1. Структура Закона «Об энергосбережении»


Статьи

Главы

Наименование

№.

Наименование

1.

Общие положения

1

2 3

4

Основные понятия. Законодательство.

Субъекты отношения в сфере энерго­сбережения;

Международное сотрудничество в сфе­ре энергосбережения.

2.

Основы государст­венного управления энергосбережением

5

6

7 8 9

10 11

12

13 14

15

16 17

Основные принципы государственного управления.

Государственное управление в сфере энергосбережения.

Учет топливно-энергетических ресурсов. Программы энергосбережения. Научно техническое обеспечение в сфе­ре энергосбережения. Нормы расхода топлива и энергии. Стандартизация, сертификация и мет­рология.в сфере энергосбережения. Государственный надзор за рациональ­ным использованием топливно-энерге­тических ресурсов.

Государственная экспертиза энергетиче­ской эффективности проектных решений. Проведение энергетического обследова­ния предприятий, учреждений, органи­заций.

Государственное статистическое наблю­дение за эффективным использовани­ем топливно-энергетических ресурсов. Образование и подготовка кадров для сферы энергосбережения. Информационное обеспечение деятель­ности по энергосбережению.

3.

Экономические и финансовые меха­низмы энергосбере­жения

18 19

20

Источники финансирования. Республиканский фонд "Энергосбе­режение".

Экономическое стимулирование энергосбережения.

4.

Ответственность за нарушение законода­тельства об энерго­сбережении

21

Ответственность за нарушение законо­дательства об энергосбережении:

5.

Заключительные положения

22

Вступление в силу настоящего Закона.

Прокомментируем некоторые положения этого документа, В главе 1 дается толкование основных терминов из области энергосбережения и энергетики (ст. 1).


Энергосбережение организационная, научная, практическая, информационная деятельность государственных органов, юридических и физических лиц. Эта деятельность направлена на снижение расхода (потерь) топливно-энергетических ресурсов в процессе их добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, использования и утилизации.


Топливно-энергетические ресурсы совокупность всех природных и преобразованных видов топлива и энергии, используемых в республике.


Вторичные энергетические ресурсы энергия, получаемая в ходе любого технологического процесса в результате недоиспользования первичной энергии или в виде побочного продукта основного производства и не применяемая в этом технологическом процессе.


Эффективное использование топливно-энергетических ресурсов использование всех видов энергии экономически оправданными, прогрессивными способами при существующем уровне развития техники и технологий, и соблюдении законодательства.


Рациональное использование топливно-энергетических ресурсов достижение максимальной эффективности использования топливно-энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении законодательства.


Показатель энергоэффективности научно обоснованная абсолютная или удельная величина потребления топливно-энергетических ресурсов (с учетом их нормативных потерь) на производство единицы продукции (работ, услуг) любого назначения, установленная нормативными документами.


Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии источники электрической и тепловой энергии, использующие энергетические ресурсы рек, водохранилищ и промышленных водостоков, энергию ветра, солнца, редуцируемого природного газа, биомассы (включая древесные отходы), сточных вод и твердых бытовых отходов.


Пользователи топливно-энергетических ресурсов субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, зарегистрированные на территории государства в качестве юридических лиц или предпринимателей без образования юридического лица, а также другие лица, которые в соответствии с законодательством имеют право заключать хозяйственные договоры, и граждане, использующие топливно-энергетические ресурсы.


Производители топливно-энергетических ресурсов субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, зарегистрированные на территории государства в качестве юридических лиц, для которых любой из видов топливно-энергетических ресурсов, используемых в республике, является товарной продукцией.


В соответствии со 2-й статьей, законодательство об энергосбережении включает не только рассматриваемый закон, но и другие законодательные акты: постановления правительства, нормативы, ведомственные документы. Если эти акты противоречат Закону «Об энергосбережении», они не должны иметь юридической силы.


В статье 3 Закон определяет субъектов отношений В сфере энергосбережения, к которым относятся физические и юридические лица, прямо или косвенно связанные с производством, преобразованием передачей и потреблением энергии. Прямое отношение к энергетике имеют те, кто непосредственно участвует в энергетической цепочке получение потребление энергии. Косвенно к субъектам отношений принадлежат разработчики и производители оборудования, систем управления и средств контроля для повышения эффективности использования энергии.


В главе 1 (ст. 4) также устанавливаются принципы международного сотрудничества, которые включают:

  1. обмен энергоэффективными технологиями;
  2. участие в международных проектах в области энергосбережения;
  3. приведение показателей энергоэффективности в соответствие с международными стандартами.

Отличие стандартов по энергопотреблению конечной продукции может служить препятствием для ее экспорта. Например, холодильники, производимые Минским заводом холодильников, в 1999 году потребляли электроэнергии на 10% больше по сравнению с нормами Германии и других стран, что ограничивало их экспорт в эти страны.


В главе 2 Закона устанавливаются основы государственного управления энергосбережением. Основным принципом государственной политики и управления (ст. 5) является создание правовых и экономических условий, обеспечивающих приоритетность и способствующих заинтересованности в энергосбережении всех субъектов в сфере производства, транспортировки, преобразования и потребления энергии.


Принципы государственного управления в сфере энергосбережения осуществляются через уполномоченный орган Комитет по энергоэффективности, который регулирует деятельность в сфере энергосбережения и создает условия для эффективного использования топливно-энергетических ресурсов (ст. 6). Управление энергосбережением проводится и с помощью территориальных структур Государственного надзора за рациональным использованием ТЭР.

  1. создания энергоэффективных демонстрационных проектов и зон,
  2. организации выставок и консультационных пунктов для предоставления информации по вопросам энергосбережения,
  3. обсуждения программ энергосбережения.

Одним из основных механизмов управления энергосбережением является поощрение организаций, способствующих эффективному использованию ТЭР, и наказание тех, кто нарушает правила использования энергии, регламентируемые настоящим законом. Для этого предусмотрены наиболее действенные экономический и финансовый механизмы энергосбережения. В целом финансирование мероприятий по энергосбережению осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, республиканского фонда «Энергосбережение», средств юридических и физических лиц, направляемых добровольно на эти цели (ст. 18).


Пользователи и производители ТЭР, осуществляющие мероприятия по энергосбережению, могут получить льготы в виде дотаций, субсидий за счет республиканского фонда «Энергосбережение» или других целевых фондов. Фонды формируются за счет экономических санкций, применяемых к нарушителям законодательства в области энергосбережения. Такими нарушениями могут быть:

  1. перерасход топлива, тепловой и электрической энергии сверх установленных норм;
  2. несвоевременная установка приборов учета ТЭР;
  3. использование ТЭР без утвержденных норм их расхода;
  4. нарушение правил использования электрической и тепловой энергии.

Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства об энергосбережении, несут ответственность в соответствии с законодательством (ст. 21). Для исполнения Закона «Об энергосбережении», и реализации государственной политики энергосбережения были внесены изменения и дополнения в Кодекс «Об административных правонарушениях». В нем предусматривается административная ответственность за нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов. А также принят целый ряд нормативно технических документов, которые регулируют деятельность юридических и физических лиц по эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов и другим вопросам, связанным с реализацией государственной энергосберегающей политики.