На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаОхрана труда и энергосбережение → Основы энергосбережения

Кабинетная система в школе. Требования, предъявляемые к кабинетам, оборудованным техническими средствами обучения

Рассмотрим основные гигиенические требования, которые следует учитывать при оснащении учебных кабинетов аппаратурой ТСО и проведении уроков с использованием аудиовизуальных средств обучения.


Большое внимание уделяется установке в кабинете аппаратуры и экрана. Проекционная аппаратура помещается, как правило, на подставках высотой 1,5 м. При этом оптическая ось проекционной аппаратуры должна быть перпендикулярна экрану или отклоняться от нормали к его поверхности не более чем на 10°. Это позволяет получать на экране прямоугольную форму проекции, что не приводит к искажению изображения.


Используя удлиненные кронштейны крепления экрана на стене, можно добиться определенного угла наклона его, при котором будут выполняться вышеприведенные требования.


Расстояние от центра экрана до пола составляет: в кабинетах начальных классов — 1,1—1,5 м; в кабинетах V— XI классов — 1,5 м; в актовом зале — 2 м.


Для демонстрации экранных пособий наиболее приемлемы стандартные диффузионно-рассеивающие переносные киноэкраны типа ЭБМ-С (экран бело-матовый сворачиваемый), ЭНБ-С (экран, направленный белый сворачиваемый), обеспечивающие высокий коэффициент отражения — до 0,85. Нельзя допускать проекцию изображения на стену кабинета, так как это значительно ухудшает качество изображения и отрицательно сказывается на зрении учащихся. Экраны направленного действия (дневные экраны на просвет) также не рекомендуются для использования в школах.


В настоящее время школам поставляется проекционная аппаратура, которую можно применять в незатемненном или частично затемненном помещении.


Важно правильно установить телевизор в учебном кабинете. Размещают телевизоры на высоте чуть выше уровня голов сидящих зрителей (на 12 см). Чтобы рассчитать высоту установки телевизора для разных возрастных групп учащихся, можно воспользоваться таблицей 3.2.1.


Расчет высоты установки телевизора в классе

Таблица 3.2.1. Расчет высоты установки телевизора в классе


Если в кабинете один телевизор, то на время приема телепередачи он устанавливается перед средним рядом ученических столов в кабинете. Для этой цели используется подставка-тележка.


При наличии двух телевизоров их располагают или по углам передней части кабинета, или один — перед тремя-четырьмя рядами первых столов, другой — перед тремя рядами последних столов.


Максимальное удаление зрителя от телевизора должно равняться 12-кратной ширине его экрана, минимальное — 3-кратной ширине. Например, при использовании телевизора "Горизонт" с диагональю кинескопа 63 см оптимальное расстояние для просмотра учебных телепередач составляет 1,5—6 м от экрана телевизора. Во время просмотра телепередач естественное и искусственное освещение не должно попадать непосредственно на экран телевизора.


Долгие годы общеобразовательные школы оснащались аппаратурой с низкими световыми потоками. При работе с такой аппаратурой необходимо обеспечить затемнение в учебных кабинетах и, что особенно важно, правильно им пользоваться. Нельзя допускать даже отдельных случаев, когда учащиеся почти весь урок проводят при закрытых шторах и искусственном освещении. Зашторивание окон следует производить только на период демонстрации экранных пособий.


Вредно сказываются на зрении частые и резкие переходы от темноты к свету при демонстрации отдельных кадров диафильма или серии диапозитивов, так как резкая смена освещения, заставляя глаза часто адаптироваться, приводит к утомлению зрения учащихся. Переход от затемненного помещения к освещенному и наоборот должен быть плавным, что достигается постепенным включением электроосвещения в кабинете (сначала включается один ряд ламп, затем остальные) или постепенным действием механизма зашторивания окон.


Дистанционное управление зашториванием в кабинетах должно быть бесшумным, чтобы не отвлекать внимание учащихся и не раздражать их слуховой аппарат.


Наличие экранно-звуковых средств и аппаратуры позволяет учителю все чаще обращаться к ним на уроке. Совершенствуется и методика их применения. И все же нельзя не ограничивать длительность и частоту использования технических средств на одном уроке.


Гигиенисты определили допустимую продолжительность демонстрации экранных пособий, предназначенных для работы на уроке с учащимися разного возраста, которая приведена в таблице 3.2.2.


Допустимая продолжительность демонстрации экранных пособий

Таблица 3.2.2. Допустимая продолжительность демонстрации экранных пособий


Это предельные нормативы, и они допускаются лишь при условии, что в течение недели количество уроков с применением технических средств обучения в младших классах не превышает 3—4, в старших — 4—6.


В практике работы учителя чаще прибегают к использованию экранно-звуковых средств, поэтому длительность их просмотра на уроке должна быть значительно ниже указанной в таблице 3.2.2.


Количество демонстрируемых на уроке кадров диафильма или серии диапозитивов зависит от их содержания и дидактической цели их применения. Но практика показала, что на одном уроке целесообразно показывать не более 10—15 кадров.


Приведенные нормативы длительности и частоты просмотра экранных пособий ориентировочны. Важно помнить, что одно и то же пособие у опытного учителя станет средством активизаций учебного процесса, а у неподготовленного может усложнить проведение урока и вызвать переутомление у школьников.


Наблюдения за эффективностью уроков с применением аудиовизуальных средств показывают, что при правильной организации работы учащиеся хорошо усваивают учебный материал. Но для сохранения благотворного уровня работоспособности учащихся и обеспечения эффективности использования ТСО (так же как и при проведении урока вообще) необходимо своевременно менять содержание методов и приемов учебной работы. При однообразной структуре урока, несмотря на интересную передачу, учащиеся быстро устают, так как утомительно в течение всего урока заниматься одним и тем же видом деятельности: только смотреть, только слушать или только писать. Даже старшеклассники не обладают еще достаточными навыками слушать и записывать лекции без обратной связи с педагогом.


Технические средства обучения желательно применять через 5—10 мин. после начала урока. Для сохранения высокой учебной активности и благоприятного уровня функционального состояния центральной нервной системы на уроках с применением телевидения, необходим постепенный переход от обычных форм преподавания к комбинированным при тесном контакте: "ведущий телевидения — учащиеся — учитель".


При использовании ТСО важное значение имеет и дозировка уроков с их применением. В течение недели количество уроков с применением ТСО для учащихся младших классов не должно превышать 3—4, старших классов — 4—6.


При составлении расписания уроков необходимо предусмотреть, чтобы уроки с использованием экрана не шли один за другим. Или вслед за уроками с применением ТСО не ставились уроки изобразительного искусства, черчения, труда, т. е. уроки, связанные со значительным зрительным напряжением, так как у учащихся после уроков с применением экранных пособий значительно снижается работоспособность и учебная активность.


Соблюдение перечисленных рекомендаций по организации учебного процесса с использованием технических средств обучения должно способствовать сохранению оптимального уровня работоспособности и функционального состояния организма учащихся на протяжении всех учебных занятий в школе: