На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаЧрезвычайные ситуации техногенного характера → Дорожно-транспортные аварии - основы безопасности и правил дорожного движения

Дорожно-транспортные аварии - основы безопасности и правил дорожного движения


Основы безопасности дорожного движения

Участниками дорожного движения являются водители, пешеходы и пассажиры. Их взаимодействие на дорогах регламентируется Федеральным законом РФ «О безопасности дорожного движения» и Правилами дорожного движения Российской Федерации, которые устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации, обязательный для строгого выполнения всеми участниками дорожного движения.

Для обеспечения безопасности на дороге используются регулировщики, светофоры, ограждения, дорожные знаки, дорожная разметка, посадочные площадки, пешеходные дорожки.

Чаще всего в своей жизни мы выступаем в роли пешеходов или пассажиров, которые так же как и водители транспортных средств, могут создавать аварийные ситуации на дорогах. Для того чтобы этого избежать, необходимо соблюдать правила безопасного поведения.

К одному из главных правил безопасности относится знание сигналов светофора.

Первый светофор был установлен 10 декабря 1868 года в Лондоне возле здания Британского парламента. Его изобретатель - Джон Пик Найт - был специалистом по железнодорожным семафорам. Светофор управлялся вручную и имел две семафорные стрелки: поднятые горизонтально означали сигнал «стоп», а опущенные подуглом в 45° - движение с осторожностью. В темное время суток использовался вращающийся газовый фонарь, с помощью которого подавались, соответственно, сигналы красного и зеленого цветов. Светофор использовался для облегчения перехода пешеходов через улицу, а его сигналы предназначались для транспортных средств: пока пешеходы идут, транспортные средства должны стоять. 2 января 1869 года газовый фонарь светофора взорвался, ранив управляющего светофором полицейского.

Светофор современного типа (с двумя круглыми электрическими сигналами красного и зеленого цвета) был изобретен Лестером Вайром из Солт-Лейк-Сити (штат Юта, США) в 1912 году.

На сегодняшний день двухцветный светофор предназначен для пешеходов: красный силуэт стоящего человека запрещает движение, зеленый силуэт идущего человека разрешает движение. Мигание зеленого сигнала светофора свидетельствует о скором окончании разрешенного времени для перехода проезжей части.

Для трехцветного светофора применяются следующие значения сигналов:

  1. красный — запрещающий;
  2. желтый — предупреждающий;
  3. зеленый — разрешающий движение.
Основные правила безопасности для пешеходов

  1. переходите дорогу в установленном месте, используйте для этого наземные и подземные пешеходные переходы, «зебру», а при их отсутствии переходите дорогу на перекрестках по линии тротуаров или обочин;
  2. перед тем, как переходить дорогу, определите, какое на ней движение - одностороннее или двустороннее; при двустороннем движении сначала посмотрите налево, а потом направо; убедившись в отсутствии транспортных средств, без промедления переходите дорогу. В случае одностороннего движения при пересечении проезжей части необходимо смотреть в сторону приближающихся транспортных средств;
  3. когда переходите проезжую часть, помните, что по второй полосе может ехать обгоняющая машина, а ее водитель может Вас не видеть;
  4. если Вы не успели закончить переход проезжей части, остановитесь на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на «островке безопасности». Продолжайте переход только тогда, когда убедитесь в безопасности дальнейшего движения и если сигнал светофора (регулировщика) переход разрешает;
  5. сложные перекрестки лучше переходить в группе пешеходов;
  6. при приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом необходимо воздержаться от перехода проезжей части, а если Вы уже находитесь на ней, уступите дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободите проезжую часть;
  7. передвигаться необходимо по тротуарам, пешеходным дорожкам или по обочинам, а при их отсутствии, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти друг за другом по краю проезжей части;
  8. по загородной дороге необходимо идти навстречу движению транспортных средств;
  9. при передвижении в инвалидных колясках без двигателя, а также, если рядом с собой Вы ведете велосипед, мопед или мотоцикл, следуйте по ходу движения транспортных средств;
  10. при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости рекомендуется иметь при себе предметы со светоотражающими элементами, чтобы водители транспортных средств знали о Вашем присутствии на проезжей части;
  11. не ходите по узкому тротуару под руку или обнявшись, занимая его целиком;
  12. при движении по тротуару всегда придерживайтесь правой стороны, чтобы не мешать встречному движению пешеходов и не создавать помехи для движения;
  13. проходя по тротуару мимо ворот или выезда из гаража, обратите внимание, не выезжает ли машина;
  14. ожидайте маршрутное транспортное средство и такси только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, выходите на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки, не задерживаясь, покиньте проезжую часть.

Основные правила безопасности

Для велосипедистов (водителей мопедов, скутеров)

Многие считают, что ездить на велосипеде (мопеде, скутере) по городским улицам опасно. Но если соблюдать правила дорожного движения, вести себя на дороге предсказуемо и адекватно, не создавать помех другим участникам движения, то езда на данных видах транспортных средств по городу может быть достаточно безопасной и комфортной.

Томас Стивене — первый человек, который совершил кругосветное путешествие на велосипеде. В 1884 г. он начал свое кругосветное путешествие на старинном велосипеде «Пенни и фартинг» (у этого велосипеда диаметр переднего колеса в пять раз больше диаметра заднего). Выехав из Сан-Франциско, он взял с собой только пару носков, сменную рубашку и револьвер. Проехав 3700 миль и достигнув Бостона, Стивене совершил первое трансконтинентальное путешествие на велосипеде. Зиму он провел в Нью-Йорке. Вскоре путешествие продолжилось через Англию, Францию, Германию, Австро-Венгрию, Словению, Болгарию, Турцию, Армению, Курдистан, Ирак и Иран. В Иране он провел всю зиму в качестве гостя шаха. В 1886 г. Томас Стивене продолжил путешествие через Афганистан, оттуда он попал в Индию, а потом из Калькутты — в Гэнконг, южный Китай и Японию. В декабре 1886 г. на пароходе из Йокохамы он отправился в Сан-Франциско. Таким образом, было окончено первое кругосветное путешествие на велосипеде старой конструкции.

Во многих странах для велосипедистов предусмотрены специальные дорожки, по которым нельзя ездить автомобилям и ходить пешеходам.

По статистике, велосипедист (водитель мопеда, скутера) на дороге подвергается риску попасть в аварию в пять раз чаще, чем водитель автомобиля. Поэтому обязательным условием езды по улицам и дорогам является четкое соблюдение велосипедистом и водителем мопеда, скутера следующих правил:

  1. необходимо знать обозначения дорожных знаков, разметки и специальных элементов дороги;
  2. велосипедистам моложе 14 лет нельзя ездить по дорогам за исключением дорог в жилой зоне. Иногда этот возраст в некоторых регионах может снижаться до 12 лет. А в некоторых областях или республиках нужен специальный документ, подтверждающий знания велосипедистом правил дорожного движения, а также номерной знак государственного образца, установленный на велосипеде;
  3. обязательно должны быть исправны тормоза и установлен звуковой сигнал, а при использовании в темное время суток или при ухудшенной видимости велосипедист обязан оснастить свое транспортное средство двумя фонарями: белого цвета спереди и красного - сзади. По бокам на велосипед необходимо укрепить оранжевые или красные светоотражатели;
  4. всегда надевайте шлем, а также рекомендуется надевать защитные очки и специальную одежду;
  5. не слушайте плеер или радиоприёмник через наушники во время езды, иначе вы можете не услышать предупредительные сигналы других транспортных средств;
  6. строго соблюдайте все требования правил дорожного движения: подчиняйтесь сигналам светофора, указаниям дорожной разметки и дорожных знаков; ездите только в разрешённом направлении; держитесь правой стороны дороги, никогда не пользуйтесь полосой встречного движения; не ездите по тротуарам и пешеходным дорожкам;
  7. всегда контролируйте вашу скорость движения, она должна зависеть от состояния дороги и опыта вождения;
  8. правильно и заранее подавайте сигналы рукой: вытянутая в сторону левая рука означает поворот налево, согнутая в локте вверх левая рука - поворот направо, опущенная вниз левая рука - остановку;
  9. внимательно следите за дорогой: рытвины, решётки водостока и неровные обочины могут стать причиной аварии;
  10. соблюдайте необходимую для остановки дистанцию до подвижного или неподвижного объекта. Соотносите необходимый тормозной путь и усилия торможения с состоянием дороги. Научитесь экстренно останавливать велосипед в любой момент;
  11. объезжая автомобиль, в котором сидят люди, учитывайте тот факт, что они могут внезапно открыть двери перед вами, что чревато аварией;
  12. по действующим правилам велосипедист, который ведет велосипед рядом с собой, считается пешеходом и подчиняется правилам, касающимся пешеходов; он может воспользоваться наземными и подземными переходами, пешеходными дорожками, тротуарами. Но при этом, конечно, не стоит забывать, что велосипедист может помешать пешеходам, находящимся рядом;
  13. перед поездками на большое расстояние необходимо проверять исправность всех частей техники. Также весьма желательно периодически проверять техническое состояние при его активном использовании велосипеда, мопеда, скутера, поскольку детали постепенно изнашиваются и требуют периодической замены.


Правила безопасного поведения при пользовании общественным транспортом

К общественному транспорту относятся автобусы, троллейбусы, трамваи и метро. Аварийные ситуации при проезде в автобусах, троллейбусах и трамваях чаще всего возникают в результате столкновения, резкого торможения, падения с высоты, затопления салона и пожаров. В троллейбусах и трамваях, кроме того, существует опасность поражения электрическим током.

  1. ожидайте маршрутные транспортные средства только на остановках, обозначенных указателями;
  2. посадка и высадка должны осуществляться только после полной остановки транспортного средства;
  3. не толкайтесь, не запрыгивайте в общественный транспорт на ходу, при его отправлении (может прижать дверьми);
  4. не стойте на выступающих частях и подножках транспортных средств;
  5. не прислоняйтесь к дверям в транспортных средствах;
  6. не отвлекайте водителя разговорами во время движения;
  7. не следует спать в транспортном средстве, по возможности нужно следить за ситуацией на дороге и в салоне или вагоне;
  8. не высовывайте голову в окно, иначе можете получить травму от других транспортных средств, едущих в непосредственной близости;
  9. находясь в салоне троллейбуса, автобуса, трамвая, посмотрите, где расположены аварийные выходы, средства пожаротушения, механизмы для открывания аварийных люков, прочитайте инструкцию по их использованию, но не приводите в действие, кроме необходимости предотвращения несчастных случаев;
  10. держитесь за поручни и стойте боком к направлению движения, это обеспечит более высокую устойчивость при резких изменениях скорости движения транспорта;
  11. не перевозите на общественном транспорте огнеопасные, взрывчатые, легко воспламеняющиеся вещества, громоздкий багаж, мешающий другим пассажирам;
  12. стоящий автобус или троллейбус обходите сзади, трамвай - спереди;
  13. если во время движения возникает опасность столкновения транспортного средства с другим объектом, примите устойчивое положение и крепко ухватитесь руками за поручни (ремни); сидящему пассажиру следует упереться ногами в пол, а руками в переднее сиденье (панель) и наклонить голову вперед;
  14. на линиях трамвая и троллейбуса при ливневых дождях, оттепелях в зимнее время, при сильном ветре возникает возможность поражения током. Не входите в троллейбус, трамвай, если обнаружилось, что кого-то ударило током, это значит, что салон находится под напряжением;
  15. при аварии троллейбуса или трамвая покидайте их во избежание поражения электрическим током только прыжком, так как в противном случае, стоя на ступеньке одной ногой и поставив другую на землю, можно пропустить через себя электрический разряд;
  16. заметив бесхозную сумку или сверток, не трогайте их сами и не подпускайте других, немедленно сообщите о находке водителю;
  17. почувствовав в салоне запах гари, дыма или увидев возгорание (огнь), также незамедлительно сообщите об этом водителю;
  18. при всех опасных ситуациях, возникающих в общественном транспорте, строго следуйте указаниям водителя.


Правила безопасного поведения в такси

  1. если внешний вид такси или водителя вызывают у Вас подозрения, не садитесь в машину;
  2. не садитесь в машину, в которой уже есть пассажиры;
  3. сев в такси, сообщите родственникам или друзьям номер машины, и лучше, если водитель будет знать об этом;
  4. следите затем, чтобы водитель вез Вас правильным и кратчайшим путем. Точно и четко называйте нужный адрес;
  5. если водитель, вопреки вашим требованиям, не останавливает машину, откройте окно и постарайтесь привлечь к себе внимание криками. Вы также можете попытаться выйти из машины в тот момент, когда машина остановится на красный сигнал светофора.


Правила безопасного поведения в легковом автомобиле

  1. во время поездки пристегивайтесь ремнями безопасности, которые являются эффективным способом сохранения жизни в случае аварии (в 2 раза снижают риск травмирования людей);
  2. дети до 12 лет в транспортных средствах, должны размещаться в специальных детских удерживающих устройствах (креслах);
  3. во время движения автомобиля не высовывайтесь и не выставляйте различные части тела из окон, люков;
  4. посадку и высадку из автомобиля производите со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства;