На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаЧрезвычайные ситуации техногенного характера → Аварии на морском и речном транспорте - действия населения

Аварии на морском и речном транспорте - действия населения


Действия населения при авариях на морском (речном) транспорте

При пожаре на судне

  1. если вы обнаружили источник дыма или огня на судне, немедленно сообщите капитану или любому члену команды;
  2. используйте для тушения небольшого возгорания штатные (огнетушитель) или подручные средства;
  3. при сильном задымлении закройте нос и рот смоченными водой платком, салфеткой, полотенцем, куском одежды;
  4. при сильном пожаре, двигайтесь к спасательным средствам. Слушайте указания капитана;
  5. не паникуйте! Помогите пожилым людям и детям.


Наибольшей проблемой при кораблекрушении является паника, когда люди толкают друг друга, устраивают давку, прыгают за борт. Необходимо помнить, что вероятность спасения при организованном оставлении судна возрастает в несколько раз. У пассажиров, оказавшихся на спасательном плоту или в шлюпке, шанс выжить примерно в 10 раз выше, чем у тех, кто попадает в воду.

При оставлении судна

Решение об оставлении судна принимает только капитан. При высадке с судна четко выполняйте указания членов экипажа и соблюдайте следующие правила:

  1. в первую очередь в шлюпках предоставляются места женщинам, детям и старикам;
  2. перед посадкой в шлюпку или на спасательный плот наденьте на себя побольше одежды, а сверху - спасательный жилет;
  3. если есть возможность, возьмите в шлюпку одеяла, дополнительную одежду, питьевую воду и еду;
  4. при вынужденном прыжке с борта корабля в воду закройте рот и нос одной рукой, второй крепко держитесь за жилет. Старайтесь прыгать поближе к спасательному средству, чтобы быстро забраться на него;
  5. на спасательном средстве необходимо отплыть на безопасное расстояние (150-200 метров) от тонущего судна, так как шлюпку (плот) может затянуть в водоворот.
При нахождении на коллективном спасательном средстве

  1. в открытом море, если нет возможности достичь берега, старайтесь держаться вместе с другими шлюпками вблизи места гибели судна;
  2. чтобы сберечь тепло, на шлюпке держитесь ближе к другим людям;
  3. не пейте морскую воду. Питьевую воду употребляйте в день не более 500-600 мл, разделив ее на многочисленные малые дозы. Сохраняйте жидкость в организме, сокращая бесполезные движения;
  4. держите ноги по возможности сухими, регулярно двигайте ими для снятия отечности.


Как сообщает книга рекордов Гиннеса, самое продолжительное время, которое человек провел на плоту, составляет 133 дня. Так долго продержался в открытом море Пун Лим, моряк английского флота, после того, как его корабль «Бен Лемонд» был торпедирован немцами 23 ноября 1942 г. Небольшие запасы воды и печенья на плоту быстро закончились, моряк собирал дождевую воду и ел сырую рыбу. 5 апреля 1943 г. он был обнаружен бразильскими рыбаками и доставлен на берег. Лим похудел всего на 9 кг и сразу мог ходить без посторонней помощи.

При отсутствии коллективных спасательных средств

  1. находясь в воде, подавайте сигналы свистком или поднятием руки;
  2. двигайтесь как можно меньше, чтобы сохранить тепло. Движения даже в теплой воде должны быть сведены к тому, чтобы только удержаться на плаву;
  3. в спасательном жилете для сохранения тепла сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. Этот способ увеличивает шансы выжить в холодной воде почти на 50%;
  4. если нет спасательного жилета, поищите глазами любой плавающий предмет и ухватись за него, чтобы было легче держаться на плаву до прибытия спасателей;
  5. в воде старайтесь держаться вместе с другими людьми вблизи места кораблекрушения. Группа является более заметным объектом для обнаружения спасателями.


Вайлетт Джессоп - стюардесса океанских лайнеров, сумевшая выжить в трех авариях. Так, в 1911 г. она была на борту лайнера «Олимпик», когда тот столкнулся с крейсером «Хоук», в 1912 г. - на борту «Титаника», когда тот затонул в результате столкновения с айсбергом. В 1916 г. во время Первой мировой войны судно «Британик», на борту которого она служила сестрой милосердия, подорвалось на мине. Вайлетт спаслась и в этой катастрофе, несмотря на то, что шлюпку, в которой она сидела, затянуло под гребной винт. В.Джессоп прожила до 83 лет.
Правила безопасности на маломерных судах (к маломерным судам относятся: гидроциклы, моторные лодки, катера, гребные лодки, байдарки, надувные лодки, катамараны, парусные суда, плавучие дома и дачи)

  1. проверьте до начала движения, в порядке ли спасательные средства, находящиеся на вашем судне: спасательный круг, нагрудник или спасательный жилет для каждого пассажира;
  2. все члены экипажа и пассажиры перед началом движения должны надеть спасательные жилеты;
  3. во время движения не садитесь на борт судна, не свешивайтесь, не выставляйте руки за борт и не меняйтесь местами;
  4. не пересаживайтесь с одного судна на другое на плаву;
  5. не вставайте в полный рост, на сиденья, а также не раскачивайте судно и не прыгайте за борт с него;
  6. не перегружайте маломерные судна;
  7. не подставляйте борта волне;
  8. не подплывайте близко к проходящим судам;
  9. не катайтесь в местах массового купания населения;
  10. ночью включайте опознавательные сигналы;
  11. не сбрасывайте за борт отходы, мусор или иные предметы;
  12. не употребляйте до и во время прогулки на маломерном судне спиртные напитки;
  13. присматривайте за детьми, находящимися на маломерной судне.