На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаЧрезвычайные ситуации техногенного характера → Аварии на морском и речном транспорте - характеристика, спасательные средства

Аварии на морском и речном транспорте - характеристика, спасательные средства


Характеристика аварий на морском (речном) транспорте

Аварии морского (речного) объекта представляют угрозу жизни и здоровью людей, приводят к повреждению или к потере мореходности судна, загрязнению окружающей среды. Как правило, для ликвидации аварии требуется помощь поисково-спасательных и других специальных сил и средств.

Кораблекрушение характеризуется как авария морского (речного) объекта, в результате которой произошла его гибель, полное разрушение. К кораблекрушению относят затопление судна, нарушение его плавучести.

Причиной аварий и катастроф на морском (речном) транспорте может быть воздействие сил природы. Так, например, недалеко от Канады в Атлантическом океане расположен остров Сэйбл, который называют «кладбищем Атлантики» и «пожирателем кораблей». Остров длиной 42 км имеет узкую серповидную форму. Главной опасностью для севших на мель около острова кораблей являются его зыбучие пески, которые затягивают все типы кораблей от парусников до пароходов. Другим опасным фактором является перемещение острова из-за размыва песка с одной стороны и намыва с другой, в результате чего Сэйбл движется на восток со скоростью более 200 метров в год. Всего здесь документально зарегистрировано свыше 350 кораблекрушений.

Но большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит по вине людей.

Основные причины аварий на судах:

  1. человеческий фактор (посадка на мель, столкновение с другими судами либо с неподвижными предметами, перегрузка судна, неправильное расположение грузов, неудачная швартовка) - 74%;
  2. неблагоприятные погодные (природные) явления (ураган, шторм, туман, плавающие льдины, метели, приливо-отливные явления, низкие температуры воздуха) - 13%;
  3. технические неисправности (дефекты корпуса, просчеты и ошибки при проектировании и строительстве судов, некачественный ремонт, старение судов) - 8%;
  4. пожары и взрывы на борту - 5%.


Основными причинами гибели людей при авариях на судах являются:

  1. утопление и переохлаждение людей при попадании в воду;
  2. травмы, полученные при ударах или падении с борта судна;
  3. ожоги и отравление продуктами горения при пожаре на судне.


При затоплении судна может образоваться водоворот, которой затягивает обломки корабля и людей, оказавшихся рядом в воде, на дно.

Спасательные средства

Спасательные средства, применяемые на судах, делятся на индивидуальные и групповые.

К индивидуальным спасательным средствам, которые согласно инструкции должны быть предусмотрены для каждого члена команды и каждого пассажира, относятся спасательные нагрудники и жилеты.

Спасательные нагрудники изготовляются из материалов, которые намного легче воды. Они предназначены для поддержания человека в безопасном положении на воде, при котором вода не попадает в органы дыхания. Нагрудники снабжены свистками и сигнальными фонарями для того, чтобы днем подавать звуковые сигналы, а ночью - оптические.

Спасательные жилеты сделаны из резины и наполнены воздухом. Их надувают ртом либо наполняют инертным негорючим газом (например, С02) из небольшого баллона. Жилеты, как и нагрудники, снабжены фонарями, свистками или другими сигнальными устройствами, например маленькими факелами, при горении которых образуется дым оранжевого цвета, красными ракетами, которые можно зажигать непосредственно рукой, порошком, окрашивающим воду в яркий цвет, и т.д.

Для облегчения поисковой работы спасательных команд жилеты и нагрудники, которые раньше имели белый или серый цвет, в настоящее время окрашивают в яркий оранжевый цвет, так как опытами установлено, что этот цвет больше всего бросается в глаза.

Спасательные средства

Спасательные средства


Спасательные круги также относятся к индивидуальным спасательным средствам. Они наполнены пробкой или каким-либо другим материалом, который намного легче воды, обтянуты парусиной и раскрашены ярко-красными или ярко-оранжевыми полосами. Круги снабжаются сигнальным фонариком, который зажигается сам после выбрасывания спасательного круга на воду.

К групповым средствам спасения относятся, прежде всего, шлюпки всех типов. Они являются самыми древними из известных средств спасения. На печатях средневековых портовых городов находят изображения судов, уже имеющих небольшое количество шлюпок на палубе. В течение многих столетий, почти до недавнего времени, типичной спасательной шлюпкой была открытая гребная шлюпка. В настоящее время такие шлюпки изготовляют из дерева, металла или пластмассы. Для повышения плавучести они снабжаются герметичными воздушными оцинкованными ящиками из коррозионно устойчивой листовой стали. Вдоль обоих бортов натянуты веревки, за которые может ухватиться потерпевший. В герметичных цистернах хранятся пресная вода и запасы продовольствия, а также сигнальные ракеты, медикаменты, а иногда и переносные радиостанции.

Спасательный круг

Спасательный круг


Спасательные открытые шлюпки больших размеров снабжены двигателем, который приводится в движение либо вручную через криво-шипно-шатунный механизм, либо от дизеля.

В последнее время появилось много спасательных шлюпок новых типов. Все они отличаются современными формами, имеют закрытое помещение для пострадавших и снабжены механическим приводом. Некоторые шлюпки изготовляют из несгораемых материалов.

Другим групповым средством спасения является плот. Плоты снабжены запасами пресной воды и продовольствия, медикаментами и средствами сигнализации. Плоты наряду со спасательными шлюпками служат в качестве дополнительного спасательного средства (исключением являются боевые корабли). Существуют жесткие и надувные спасательные плоты. Жесткие спасательные плоты снабжены воздушными ящиками. На плавучее основание натянут, как правило, навес из водоотталкивающей ткани для размещения пострадавших. Жесткие плоты выбрасываются за борт. Потерпевшие из воды забираются на плот. Надувные плоты хранятся на судне в специальной упаковке. После выбрасывания в воду плоты надуваются автоматически. Иногда на пассажирских судах представляется возможность надуть плот на палубе, посадить туда людей и только после этого спустить на воду.

Спасательный плот

Спасательный плот