На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаЧрезвычайные ситуации техногенного характера → Авиационные аварии и катастрофы - характеристики, правила безопасности, действия населения

Авиационные аварии и катастрофы - характеристики, правила безопасности, действия населения


Характеристика авиационных аварий и катастроф

Авиационная катастрофа, как правило, возникает в полете или на земле в процессе руления самолета по взлетно-посадочной полосе и приводит к гибели людей, разрушению или повреждению воздушного судна.

Среди основных причин авиационных катастроф выделяют следующие:

  1. человеческий фактор (ошибки пилотов, других членов экипажа и ошибки авиадиспетчеров) - 57%;
  2. технические неисправности (неполадки, отказы техники, ошибки при техническом обслуживании) - 21%;
  3. неблагоприятные погодные условия - 12%;
  4. саботаж (терроризм, боевые действия) - 9%;
  5. другие причины (роковые случайности, столкновения с птицами и т.д.) - 1%.


Основными поражающими факторами при авиакатастрофе являются: пожар, взрыв, удар воздушного судна о землю (воду), декомпрессия во время полета.

При авиакатастрофах (ударе о землю/воду, при столкновении самолетов) высока вероятность гибели людей. В случае аварийной посадки характерными травмами у людей являются многочисленные переломы, повреждения черепа, ушибы и раны мягких тканей, порезы и разрывы внутренних органов.

24 августа 1981 г. на Дальнем Востоке столкнулись пассажирский самолет Ан-24 и бомбардировщик Ту-16 на высоте 5 220 м. Среди 38 человек, находящихся в этих двух самолетах, уцелела лишь 20-летняя Лариса Савицкая, возвращавшаяся с мужем из свадебного путешествия. Девушку спасло то, что она находилась в хвостовой части пассажирского самолета, кусок фюзеляжа вместе с ней упал на островок березняка. Через три дня ее с тяжелыми травмами обнаружили спасатели. Лариса Савицкая дважды упомянута в Книге рекордов Гиннеса: как выжившая в авиакатастрофе и как получившая самую маленькую компенсацию - 75 рублей.

При возникновении аварийной ситуации в полете экипаж может принять решение на аварийную посадку.

Так, 7 сентября 2010 г. самолет Ту-154М выполнял регулярный пассажирский рейс из г. Удачный в г. Москву. Через 3,5 часа полета на высоте более 10 тыс. м на самолете отказала система электропитания, которая привела к отключению всей бортовой навигации. Экипаж произвёл аварийную посадку самолета в бывшем аэропорту Ижма (Республика Коми) на непригодную для самолетов этого типа взлетно-посадочную полосу без светосигнального оборудования. После посадки самолет выкатился за пределы давно выведенной из эксплуатации взлетно-посадочной полосы. Никто из 9 членов экипажа и 72 пассажиров не пострадал. Командиру экипажа и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а остальные члены экипажа были награждены Орденами Мужества.

Во время полета может произойти декомпрессия (разгерметизация) - разряжение воздуха в салоне самолета при нарушении его герметичности. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева, салон наполняется пылью и туманом. Из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боли в кишечнике. Разгерметизация кабины имеет два поражающих фактора: первый - холод, второй - резкий перепад давления. Перепад давления приводит к потере сознания только в случае, когда разгерметизация происходит очень резко. В современных лайнерах давление в салоне поддерживается обычно на уровне давления на высоте 4 000 метров. Если отверстие в обшивке самолета незначительное (не более 1 м2), то перепад давления не приведет к потере сознания. Обычно, если происходит разгерметизация, самолеты должны быстро спуститься на высоту 3 000 метров, где дополнительного снабжения кислородом не требуется.

К числу наиболее распространенных чрезвычайных ситуаций на борту самолета относится пожар, при этом наибольшую опасность представляет дым, а не огонь.

Общие правила безопасности на авиационном транспорте

В аэропорту

  1. Запрещается пользоваться авиатранспортом людям, имеющим противопоказания по здоровью или болезням.
  2. Приезжайте в аэропорт заблаговременно, за 2-3 часа до отлета.
На территории аэропорта запрещено:

  1. проникать в контролируемую зону, самовольно передвигаться по летному полю без сопровождения работников аэропорта, без разрешения подниматься в салон самолета, заходить в кабину пилотов, трогать и открывать замки и ручки выходов, открывать двери и люки;
  2. курить, за исключением специально отведенных для этого мест;
  3. распивать алкогольные и спиртосодержащие напитки, за исключением точек общественного питания;
  4. употреблять наркотические средства или психотропные вещества, находиться в состоянии наркотического опьянения;
  5. находиться в пачкающей, зловонной одежде, с багажом, предметами, продуктами (в том числе напитками и мороженым в открытой таре), которые могут испачкать пассажиров, багаж и элементы конструкции;
  6. нарушение общественного порядка: навязчивые действия в отношении других граждан против их воли, в целях купли-продажи, обмена или приобретения вещей иным способом, а также в целях гадания, попрошайничества, оказания услуг сексуального характера либо навязывания иных услуг в общественных местах;
  7. засорять, загрязнять и наносить повреждения сооружениям, устройствам, оборудованию, эскалаторам, элементам конструкции аэровокзального комплекса;
  8. прослушивать аудиоаппаратуру с уровнем громкости, препятствующим восприятию акустической информации в здании аэропорта и причиняющим беспокойство другим пассажирам;
  9. подключать в группы розеток, обеспечивающих работу технологического оборудования аэропорта, электрическую нагрузку (электробритвы, ноутбуки, зарядные устройства и прочие электроприборы) без письменного разрешения администрации;
  10. создавать ситуации, мешающие движению пассажиропотока;
  11. принимать к перевозке предметы от посторонних лиц;
  12. перемещаться по территории аэропорта на велосипедах, мотоколясках, тележках и других транспортных средствах, за исключением больных пассажиров и пассажиров с ограниченной подвижностью;
  13. иметь при себе животных без намордника и поводка, длина которого не позволяет контролировать их поведение;
  14. выгуливать животных на территории аэропорта (здание аэропорта, привокзальная площадь, стоянки, перрон);
  15. иметь при себе холодное и огнестрельное оружие, колющие и легко бьющиеся предметы без чехлов (упаковки), в том числе лыжи и коньки, мелкий садовый инструмент с открытыми острыми частями;
  16. употреблять пищу вне точек питания;
  17. категорически запрещается перевозить легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы, самовозгорающиеся предметы, баллоны со сжатым и сжиженным газом, ядовитые, отравляющие, едкие вещества.


На территории Российской Федерации действуют ограничения по перевозке жидкостей, гелей и аэрозолей в ручной клади авиапассажиров.

Ограничение распространяется на:

  1. воду и другие напитки, супы, сиропы;
  2. кремы, лосьоны и масла;
  3. духи;
  4. спреи;
  5. гели, включая гели для волос и для душа;
  6. содержимое баллончиков, включая пенку для бритья, другие пенки и дезодоранты;
  7. пасты, включая зубные;
  8. смеси жидких и твердых веществ;
  9. тушь;
  10. любые иные подобные вещества.


Пассажирам разрешается проносить с собой на борт самолета лишь небольшое количество перечисленных выше веществ, но только при условии, что они упакованы в емкости, объем которых не превышает 100 мл. При этом данные емкости должны быть помещены в прозрачный пластиковый пакет объемом не более 1 литра и каждому пассажиру разрешается иметь при себе в качестве ручной клади только один такой пакет. Эти пакеты можно приносить с собой из дома, но они обязательно должны быть оборудованы специальной «молнией».

В больших, чем указано, объемах разрешается перевозить в ручной клади только детское питание, необходимое во время полета, и необходимые во время полета лекарства. Пассажиры, при прохождении досмотра должны быть готовы к тому, что их могут попросить доказать необходимость этих предметов и веществ в полете.

По-прежнему разрешается:

  1. перевозить перечисленные вещества в багаже;
  2. приобретать напитки и духи в расположенных в аэропортах и на борту воздушных судов магазинах беспошлинной торговли. Если они проданы в специально опечатанной упаковке, не нарушайте ее целостность до прохождения досмотра, в противном случае содержимое упаковки может быть конфисковано при досмотре на пункте специального контроля.


В самолете

  1. в течение всего полета подчиняйтесь распоряжениям членов экипажа;
  2. после того как уложите вещи, проверьте, чтобы полка для багажа была плотно закрыта - оттуда могут выпасть тяжелые вещи и нанести травму;
  3. заняв место в самолете согласно вашему билету, отрегулируйте ремень безопасности по своему размеру, потренируйтесь в его быстром застегивании и расстегивании;
  4. перед взлетом внимательно прослушайте инструктаж о правилах поведения в салоне и неукоснительно их выполняйте, запомните: где на самолете расположены аварийные выходы, как пользоваться кислородными масками и спасательными жилетами, какую фиксированную позу нужно занять при аварийной посадке;
  5. если в течение всего полета вы собираетесь сидеть, не вставая, или спать, оставьте ремни безопасности застегнутыми. Это поможет легче перенести воздушные ямы, убережет Вас от травм в случае резких толчков при возникновении турбулентности.


На борту самолета запрещено

  1. повышать голос, неуважительно и агрессивно относиться к другим пассажирам и членам экипажа;
  2. вставать со своих мест, ходить по салону при движении авиалайнера по земле, при взлете и посадке;
  3. использовать аварийно-спасательное оборудование без указания членов экипажа;
  4. курить;
  5. пользоваться мобильными телефонами и электронными приборами в течение всего полёта, чтобы не создавать помехи для работы чувствительных навигационных устройств самолета.

Действия населения при авиационных авариях и катастрофах

При попадании самолета в зону турбулентности

  1. при тряске, сильной вибрации, попадании в воздушные ямы следуйте указаниям членов экипажа самолета;
  2. застегните ремни безопасности;
  3. оставайтесь на своих местах, примите безопасную позу: пригните голову к коленям и обхватите ее руками. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло;
  4. не покидайте своего места до нормализации полета или полной остановки самолета.


Во время декомпрессии

  1. немедленно наденьте кислородную маску;
  2. пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению


При пожаре

  1. старайтесь делать вдохи реже, дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные ткани, по возможности смоченные водой;
  2. защититесь от возможных ожогов, закрыв открытые участки тела имеющейся одеждой, пледом и т.п.;
  3. пробирайтесь к выходу, ориентируйтесь по креслам и двигайтесь пригнувшись или на четвереньках, т.к. внизу салона за-дымленность меньше. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки;
  4. после выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше, так как возможен взрыв.
Во время аварийной посадки

  1. выполняйте все команды бортпроводника;
  2. немедленно освободите проходы от вещей и займите место в своем кресле, пристегните ремни безопасности. Спинку кресла приведите в вертикальное положение;
  3. обязательно снимите очки, украшения, выньте из карманов все твердые предметы, расстегните воротник;
  4. положите на колени мягкие вещи для защиты головы и туловища;
  5. по команде бортпроводника «Внимание, посадка!» примите безопасную позу: согнитесь, плотно сцепите руки под коленями, голову положите на колени. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло. В момент посадки максимально сгруппируйтесь и подготовьтесь к значительной перегрузке;
  6. оставайтесь в такой позе до полной остановки самолета;
  7. после остановки самолета расстегните ремни безопасности и подготовьтесь к эвакуации;
  8. при объявлении эвакуации отстегните ремни и, не создавая паники, направляйтесь к ближайшему аварийному выходу;
  9. при эвакуации с помощью надувного трапа перед спуском снимите обувь, чтобы не повредить его поверхность;
  10. не задерживайтесь перед трапом; по очереди прыгайте прямо на полотнище трапа, не садясь перед ним на пол и не держась за его борта;
  11. помогите подняться с земли пассажирам, которые спускаются за вами.


При посадке на воду

  1. наденьте спасательный жилет (он находится под сиденьем) и сохраняйте спокойствие;
  2. идите к выходу, указанному бортпроводником, для посадки в спасательный плот.


В любой аварийной ситуации на авиатранспорте действуйте без паники и решительно, слушайте и четко выполняйте команды членов экипажа, это поможет вашему спасению, уменьшит риск травмирования.