На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаЧрезвычайные ситуации техногенного характера → Авиационные аварии и катастрофы - общие сведения и примеры

Авиационные аварии и катастрофы - общие сведения и примеры


Общие сведения о авиационных авария и катастрофах

Первый в мире самолет с двигателем внутреннего сгорания поднялся в воздух 17 декабря 1903 года в Америке. «Флайер-1» пилотировал О. Райт. Машина набрала высоту 3,5 метра и продержалась в воздухе 12 секунд, ее создателями были братья Райт. В этот день О. Райт пролетел на самолете 260 метров за 59 секунд.

В настоящее время авиационный транспорт занимает одно из ведущих мест в общей транспортной системе перевозок пассажиров и грузов. За сутки он перевозит более 300 тыс. человек, а за год - более 100 млн человек по всему миру.

С момента возникновения авиации безопасность полетов является ее основной задачей. Обеспечение безопасности зависит, прежде всего, от надежности самолетов, профессионализма экипажа и слаженной, четкой работы служб аэропортов. Несмотря на все предпринимаемые меры, ежегодно в мире происходит в среднем 60 авиакатастроф, из которых более половины связаны с гибелью людей.

Риск погибнуть в авиационной катастрофе в десятки раз ниже, чем попасть, например, в дорожно-транспортное происшествие. Ежегодно в мире на дорогах гибнет около 170 тысяч человек, в то время как в авиакатастрофах - менее 2 тысяч.

Вероятность того, что пассажир, севший в самолет, погибнет в автокатастрофе, составляет примерно 1/8000000. Так, если пассажир будет каждый день садиться на случайный рейс, исходя из теории вероятности, ему понадобится 21 000 лет, чтобы попасть в авиакатастрофу.

Примеры крупных авиационных аварий и катастроф

Первая авиакатастрофа в мире, в которой погибли лейтенант Т. Сельфрид и пассажир О. Райт, произошла 17 сентября. 1908 г. во время демонстрационного полета на самолете «Райт-1».

До 30-х годов XX века число жертв самолетных аварий было сравнительно небольшим. Первая действительно крупная авиакатастрофа произошла в СССР 18 мая 1935 года. В тот день произошла катастрофа с самым большим в мире самолетом АНТ-20 «Максим Горький». Все 45 человек, которые находились на борту самолета, погибли.

Во второй половине XX века крупные авиационные катастрофы перестали быть редкостью.

В 1974 г. под Парижем разбился авиалайнер DC-10, унеся жизни 346 человек. Авария произошла при попытке пилота совершить вынужденную посадку в нештатной ситуации: у самолета внезапно выбило дверь грузового отсека.

Самая крупная авиационная катастрофа в истории авиации произошла 27 марта 1977 года, когда в туманный день два огромных воздушных лайнера (один на взлете, другой на посадке) столкнулись на единственной взлетно-посадочной полосе маленького аэропорта на Канарских островах. Погибли 583 человека.

В 1978 г. взорвался в воздухе Боинг-747 индийской авиакомпании. 213 человек погибли.

В 1979 г. во время полета над Антарктидой разбился пассажирский самолет DC-10 новозеландской компании, который врезался в склон вулкана Эребус. Погибли все 257 человек, находившиеся на борту.

В 1985 г. потерпел крушение Боинг-747 японской авиакомпании. На его борту было 524 человека, из которых спаслось только 4. Эта авиакатастрофа до сих пор держит рекорд по числу людей, погибших при аварии одной машины.

В 1985 г. над Ньюфаундлендом разбился самолет DC-8 канадской компании, который вез из Германии на родину 250 американских военнослужащих. Погибли и они, и все члены экипажа.

В 1996 г. в индийском небе столкнулись Ил-76 казахской авиакомпании и Боинг-747 компании Саудовской Аравии, погибли 349 человек.

25 июля 2000 г. сверхзвуковой лайнер «Конкорд» потерпел аварию над парижским аэропортом имени Шарля де Голля. Погибли все 109 пассажиров и членов экипажа и еще 4 человека на земле.

3 июля 2001 г. при заходе на посадку в Иркутский аэропорт потерпел катастрофу Ту-154 авиакомпании «Владивосток Авиа», совершавший рейс по маршруту Екатеринбург - Иркутск - Владивосток. 145 человек погибли.

11 сентября 2001 г. в США пассажирский самолет Бо-инг-767, выполнявший рейс из Бостона в Лос-Анжелес, был захвачен террористами, которые направили его на Северную башню Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. На борту находился 81 пассажир, 9 бортпроводников и 2 пилота. Через несколько минут после этого в Южную башню Всемирного торгового центра в Нью-Йорке врезается пассажирский самолет, также захваченный террористами. На борту находилось 65 человек. Через некоторое время обе башни рухнули, под их обломками погибло около 3 тысяч человек.

4 октября 2001 г. над Чёрным морем взорвался на высоте 11 км и рухнул в море в 180 км к югу от Новороссийска Ту-154 авиакомпании «Сибирь» рейса 1812 Бен Гурион (Тель-Авив) - Новосибирск. Погибли все 65 пассажиров (15 граждан РФ и 50 граждан Израиля) и 12 членов экипажа. Самолёт был сбит украинской зенитной ракетой с территории Крыма во время учений.

2 июля 2002 г. в небе над Германией в районе Боденского озера столкнулись российский Ту-154М авиакомпании «Башкирские авиалинии» и транспортный Боинг-757-200, который следовал из Бергамо (Италия) в Брюссель (Бельгия). В катастрофе, причиной которой стала ошибка диспетчера швейцарской компании «Скайгайд», погиб 71 человек, из них 69 российских граждан - 17 взрослых и 52 ребенка из Башкирии, летевших на отдых в Испанию.

8 января 2003 г. в Турции на юго-востоке страны потерпел катастрофу самолёт компании Turkish Airlines. На борту лайнера находились 80 человек, 75 из них погибли. Самолёт, совершавший рейс из Стамбула, потерпел аварию при посадке в аэропорту города Диярбакыр.

9 января 2003 г. в Перу разбился самолет F-28, на борту которого находились 46 человек. Все они погибли. Самолёт выполнял рейс Чиклайо-Чачапояс.

19 февраля 2003 г. иранский самолет советского производства Ил-76 в условиях плохой видимости врезался в склон горы, в результате чего погибло 275 человек.

6 марта 2003 г. в Алжире потерпел крушение Boeing-737 алжирской авиакомпании. На борту находились 103 человека, выжил только один.

26 мая 2003 г. в Турции разбился Як-42, на борту которого находились миротворцы - 62 пассажира (граждане Испании) и 13 членов экипажа. Выжить не удалось никому.

8 июля 2003 г. в Судане разбился Boeing-737 суданской авиакомпании. На борту лайнера находились 116 пассажиров, чудом выжить удалось только двухлетнему ребёнку. На следующий день ребёнок скончался от ожогов.

3 января. 2004 г. в результате падения Boeing-737 авиакомпании Flash Airlines в Красное море погибли все находившиеся на борту 148 человек. Самолёт совершал рейс Шарм-Эль-Шейх - Каир - Париж.

24 августа 2004 г. практически одновременно в результате срабатывания взрывных устройств, пронесённых на борт террористками-смертницами, потерпели катастрофу и упали на землю Ту-154 авиакомпании «Сибирь» (погибли 46 человек) и Ту-134 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» (погибли 44 человека).

21 ноября 2004 г. в Китае разбился пассажирский самолёт, на борту которого находились 47 пассажиров и 6 членов экипажа. Все они погибли.

3 февраля 2005 г. в Афганистане разбился Boeing-737 афганской авиакомпании. Погибли 96 пассажиров и 8 членов экипажа.

14 августа 2005 г. Boeing-737, на борту которого находился 121 человек, разбился в горах неподалеку от Афин. Крушение авиалайнера первой частной авиакомпании Кипра Helios Airways, совершавшего рейс из Ларнаки в Афины и далее в Прагу, стало самой крупной авиакатастрофой из когда-либо случавшихся в Греции. Причиной стала разгерметизация кабины самолёта по вине инженеров компании, выключивших автогерметизацию салона. Экипаж потерял сознание и самолёт врезался в гору после того как закончилось горючее.

5 сентября 2005 г. на индонезийском острове Суматра разбился пассажирский самолёт Boeing-737-200. Лайнер местной авиакомпании Mandala Airlines следовал рейсом из г. Медан в Джакарту. Крушение произошло спустя лишь одну минуту после взлёта. Самолёт упал прямо на жилой квартал. В результате падения самолёта возник сильный пожар. Погибли 147 человек -112 пассажиров и 5 членов экипажа, а также 30 человек на земле.

В ночь со 2 на 3 мая 2006 г. в акватории Чёрного моря близ города Сочи упал самолёт Аэробус А-320 авиакомпании «Армавиа». После падения самолёт погрузился на глубину 400 метров. На борту лайнера находились 113 человек, в том числе 8 членов экипажа, все они погибли.

В ночь с 8 на 9 июля 2006 г. при посадке в аэропорту Иркутска самолёт Аэробус А-310 авиакомпании «Сибирь», следовавший из Москвы, выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, после чего произошло возгорание самолёта вследствие столкновения с препятствием возле аэродрома. На борту самолёта находились 193 пассажира и 10 членов экипажа, погибли 125 человек.

22 августа 2006 г. самолет, выполнявший рейс Анапа-Санкт-Петербург, при выполнении обхода грозовой облачности сверху потерял управление и свалился в плоский штопор. На борту самолета находились 170 человек (160 пассажиров и 10 членов экипажа).

20 августа 2008 г. в Мадриде самолёт MD-82 компании Spanair на взлёте выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, разрушился и загорелся. Погибли 154 человека, спаслись 18.

14 сентября 2008 г. при заходе на посадку в аэропорту Перми из-за ошибочных действий экипажа потерпел катастрофу самолёт Боинг-737-500 российской авиакомпании «Аэрофлот-Норд». В результате столкновения самолёта с землей и наземными предметами погибли все находившиеся на борту 88 человек - 6 членов экипажа и 82 пассажира, в том числе российский генерал-полковник Г.Н. Трошев.

1 июня 2009 г. Аэробус А-330 французской авиакомпании Air France вылетел из Рио-де-Жанейро в Париж. Через 4 часа после вылета связь с самолетом была потеряна, по-видимому, самолет попал в сильную зону турбулентности и упал в океан. Через сутки поисковые группы нашли в океане обломки самолета, которые однозначно идентифицировали как обломки пропавшего Аэробуса. Погибло 228 человек.

15 июля 2009 г. Ту-154, Caspian Airlines выполнявший рейс 7908 из Тегерана в Ереван разбился севернее села Джаннатабад в провинции Казвин на севере Ирана. Все находившиеся на борту 168 человек, в том числе 15 членов экипажа (граждане Ирана, Армении и Грузии) погибли. Среди пассажиров была также юношеская сборная Ирана по дзюдо.

10 апреля 2010 г. произошла авиакатастрофа с президентским Ту-154 польских ВВС при попытке посадить самолёт в сильном тумане на аэродром «Смоленск-Северный», приведшая к гибели всего экипажа и всех пассажиров, включая президента Польши. Это крупнейшая по числу жертв авиакатастрофа, в которой погибали первые лица государства.

22 мая 2010 г. самолёт Боинг-737-800 компании Air India, летевший из Дубая, потерпел катастрофу, заходя на посадку в аэропорту Мангалора. При приземлении самолет сошёл со взлётно-посадочной полосы и, врезавшись в деревья, загорелся. Из 166 человек, находившихся на борту, выжить удалось лишь 8.

28 июля 2010 г. пассажирский самолёт Аэробус А-321-200, совершавший рейс Карачи-Исламабад в Пакистане потерпел катастрофу, столкнувшись с горой. На борту было 152 человека.

8 июля 2011 г. самолет Boeing-727 авиакомпании Hewa Bora потерпел катастрофу при заходе на посадку в сложных метеоусловиях в международным аэропорту Кисангани в Конго. Погибло 74 человека, всего на борту находились 112 пассажиров и 6 членов экипажа.

9 августа 2011 г. в районе поселка Омсукчан Магаданской области потерпел катастрофу самолёт Ан-12А. По предварительным данным причиной катастрофы явился пожар двигателя. Погибли все 11 человек, находившиеся на борту (9 членов экипажа и 2 пассажиров, сопровождавших груз).

Самолет президента Польши разбился под Смоленском (10.04.2010)

На борту самолета находится президент Польши Лех Качиньский и члены официальной польской делегации

Ход событий кадастсрофы самолета президента Польши

Ход событий кадастсрофы самолета президента Польши




7 сентября 2011 г. под Ярославлем вблизи аэропорта Туношна при взлёте потерпел катастрофу самолёт Як-42Д авиакомпании «Як Сервис». Из находившихся на борту 45 человек погибло 44, пострадал (госпитализирован) 1. В самолёте летел основной состав хоккейной команды «Локомотив» (Ярославль).

16 сентября 2011 г. в Рино (штат Невада, США) во время национального чемпионата по самолетному спорту потерявший управление Р-51 врезался в трибуну. Погибло 10 человек, ранено 70.

2 апреля 2012 г. западнее центра города Тюмени вскоре после взлёта из аэропорта «Рощино» потерпел катастрофу пассажирский самолёт ATR-72 авиакомпании «ЮТэйр», совершавший рейс Тюмень - Сургут. На борту находилось 39 пассажиров и 4 члена экипажа. 31 человек погиб.

20 апреля 2012 г. Boeing-737-200 авиакомпании Bhoja Airline, выполнявший рейс Карачи - Исламабад, потерпел катастрофу неподалеку от авиабазы Чаклала, примыкающей к аэропорту пакистанской столицы. Погибли 127 человек: 118 пассажиров и 9 членов экипажа.

9 мая 2012 г. произошла авиационная катастрофа самолёта Sukhoi Superjet-100 во время показательного полёта в Индонезии. В облачности самолёт врезался в склон горы Салак. Все находившиеся на борту погибли. Причина авиапроисшествия - ошибки в подготовке полёта (незнание экипажем рельефа местности на маршруте полета), неверная настройка радаров аэропорта сопровождения, отвлечение экипажа посторонними разговорами. На борту находилось 45 человек: 40 пассажиров и 5 членов экипажа. 14 мая 2012 г. пассажирский самолет потерпел катастрофу при попытке совершить посадку в аэропорту Джомсом, расположенном недалеко от города Катманду (Непал). На борту находилось 18 пассажиров, 16 из которых - граждане Индии, и 3 члена экипажа. Четверо пострадавших находятся в тяжелом состоянии, остальные погибли.

10 июня 2012 г. самолёт Let L-410 Turbolet из-за плохих погодных условий совершил жесткую аварийную посадку у г. Бородянка Киевской области. В результате чего из 20 человек, находившихся на борту, погибло 5, 15 получили ранения.

19 августа 2012 г. в пригороде Талоди (штат Южный Кордофан, Судан) самолёт Ан-26-100 при заходе на посадку врезался в гору, погибли все 31 человек, находившиеся на борту.

29 января 2013 г. самолёт Bombardier CRJ-200 авиакомпании «SCAT», выполнявший авиарейс DV760 по маршруту Кокшетау - Алма-Ата, при заходе на посадку в аэропорту в сложных метеоусловиях столкнулся с поверхностью земли. Все находившиеся на борту самолёта - 21 человек, в том числе 5 членов экипажа, погибли.

13 февраля 2013 г. самолет украинской авиакомпании «Южные авиалинии» раскололся пополам в результате аварийной посадки в аэропорту Донецка. На борту Ан-24 находились 52 человека. За медицинской помощью обратились 26 пассажиров, 9 из них были госпитализированы. Жертвами авиакатастрофы стали 5 человек.