На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаЧрезвычайные ситуации техногенного характера → Аварии на железнодорожном транспорте - характеристики, правила безопасности, действия населения

Аварии на железнодорожном транспорте - характеристики, правила безопасности, действия населения


Характеристика аварий на железнодорожном транспорте

Чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте разделяют на аварии и крушения.

Железнодорожная авария характеризуется повреждением подвижного состава и (или) гибелью одного или нескольких человек.

Крушение поезда, в свою очередь, характеризуется столкновением поездов или сходом подвижного состава с рельсов, гибелью или получением травм людьми. Как правило, в таких случаях локомотив или вагоны не подлежат восстановлению.

Основными причинами аварий на железнодорожном транспорте являются:

  1. неисправности железнодорожных путей и подвижного состава;
  2. наезд поезда на различные препятствия (транспорт, дрезины, посторонние предметы), людей, крупных животных;
  3. человеческий фактор (ошибки машинистов, диспетчеров);
  4. воздействие неблагоприятных погодных условий и опасных природных явлений (землетрясения, оползни, наводнения, обильный снегопад и т.д.);
  5. террористические акты.


Например, в 2001 г. в Бельгии столкнулись поезда, в результате чего погибло 8 человек. Машинист одного из поездов выехал со станции, несмотря на красный свет семафора. Для того чтобы задержать встречный поезд и предупредить тем самым столкновение, диспетчер позвонил на следующую станцию. Однако диспетчеры не поняли друг друга, так как один говорил на французском языке, а другой - на голландском. Эти языки в Бельгии являются государственными, и по правилам железнодорожной компании персонал должен знать хотя бы один из них. Так причиной крушения стал языковой барьер.

А 15 мая 2001 г. в штате Огайо (США) железнодорожная бригада проводила маневровые работы по передвижению состава из 47 вагонов с одного пути на другой. Из-за ошибки машиниста никем не управляемый железнодорожный состав набрал ход и отправился в самостоятельное путешествие, в ходе которого разогнался до скорости 76 км/ч. Проехав более 100 км, он был остановлен машинистом догнавшего его тепловоза, который произвел сцепку с последним вагоном и затормозил его.

Факторами, непосредственно влияющими на безопасность движения, по-прежнему остаются: изношенность технического состояния пути и вагонного хозяйства, основных технических средств сигнализации, централизации и блокировки; превышение нормативных сроков службы объектов транспортной инфраструктуры находящихся в эксплуатации и т.п.

Как правило, железнодорожные аварии сопровождаются травмами пассажиров, такими как переломы, ушибы, раны, черепно-мозговые травмы, вызванные ударами и падениями людей при резком торможении поезда, также возможны ожоги и отравления продуктами горения при пожаре.

Крайне опасны аварии и крушения поездов, перевозящих горючие, химически- и взрывоопасные вещества.

Так, 5 июля 2000 г. в Омске произошло возгорание двух железнодорожных цистерн. Посмотреть на пожар собрались десятки «зевак». Неожиданно одна цистерна взорвалась, и огненная полусфера накрыла территорию в радиусе 150 м. Получили ожоги около 85 человек, в том числе 34 ребенка.

В последние годы, благодаря внедрению комплекса профилактических организационно-технических мероприятий, число крупных происшествий на сети железных дорог сократилось. В настоящее время из всех видов транспорта в России железнодорожный транспорт является самым безопасным.

Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте

При нахождении в зале ожидания

  1. не стойте возле мусорных контейнеров, телефонных будок, урн, детских колясок, бесхозных чемоданов - часто именно в этих местах закладывается взрывчатка;
  2. занимайте место спиной к стене, тогда вы сможете видеть все, что происходит вокруг;
  3. выбирайте место около колонн, стоек или других препятствий, которые могут служить укрытием в случае опасности;
  4. осматривайтесь по сторонам, фиксируйте возможные места, где можно спрятаться в случае опасности;
  5. закройте багаж на замок, чтобы никто не смог подложить Вам наркотики или взрывное устройство; не оставляйте багаж без присмотра.


Правила поведения на перроне

  1. не подходите к краю платформы (безопасным считается расстояние 2 м от края платформы);
  2. не играйте сами в подвижные игры на платформе и не разрешайте этого детям;
  3. не спускайтесь на железнодорожные пути;
  4. для перехода от платформы к платформе используйте специальные переходы;
  5. в случае пропажи багажа обращайтесь в отделение полиции по месту пропажи или в специально отведенные места для хранения забытых или утерянных вещей.


Правила поведения на железнодорожных путях

  1. не ходите по железнодорожному пути, запрещается двигаться вдоль него ближе 5 метров от крайнего рельса, устраивать игры на железнодорожном полотне или в непосредственной близости от него;
  2. во время движения поезда не находитесь на насыпи железной дороги;
  3. не переходите железнодорожный путь перед близко идущим составом. Безопасным считается расстояние не менее 400 м до поезда;
  4. чрезвычайно опасно переходить железнодорожный переезд при опущенном шлагбауме, включенной звуковой и световой сигнализации;
  5. не передвигайтесь в зоне расположения стрелочных переводов (стрелок). В случае автоматического перевода стрелок нога может быть зажата между ними;
  6. не поднимайтесь на опоры контактных электрических сетей, не прикасайтесь к металлическим шинам (спускам), идущим от опоры к рельсам.


При проезде на железнодорожном транспорте с ребенком

  1. крепко держите ребенка за руку или несите его на руках, если он совсем мал;
  2. заучите заранее с ребенком его адрес и фамилию; если он слишком мал для этого, вложите ему в карман или в рюкзак записку с данной информацией;
  3. если ребенок потерялся в людном месте, дайте объявление по громкой связи. Сообщите фамилию и имя ребенка, его приметы и место, где его ожидают родители. Следует также обратиться в дежурную часть полиции.


Правила безопасного поведения в поезде

  1. по возможности выбирайте наиболее безопасные места в поезде: центральные вагоны, купе с аварийным выходом или нижние полки, расположенные ближе к выходу из вагона;
  2. заходите в вагон и выходите из него только на станциях, со стороны перрона или посадочной платформы, после полной остановки поезда;
  3. тщательно укладывайте багаж на верхних полках, чтобы он не упал во время резкого торможения, не перевозите с собой легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества;
  4. не оставляйте свой багаж без присмотра;
  5. как только Вы оказались в вагоне, узнайте, где расположены аварийные выходы и огнетушители;
  6. при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках, не высовывайтесь из окон, не залезайте на крышу вагона;
  7. не вскакивайте на подножки, не находитесь на буферах между вагонами, не лазьте под вагонами, не перелезайте через автосцепки во время остановки поезда;
  8. не прислоняйтесь во время движения поезда к дверям вагона и не пытайтесь открывать их;
  9. кран в вагоне поезда предназначен для экстренной остановки и используется только в крайних случаях для предотвращения столкновения, аварии, при возникновении опасной ситуации, угрожающей жизни людей. Запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложнится эвакуация;
  10. не принимайте от незнакомцев пакеты и сумки, которые они просят перевезти;
  11. в вагоне поезда запрещено курить;
  12. при запахе гари или появлении дыма в вагоне, при обнаружении подозрительных бесхозных вещей и подозрительном, странном, неадекватном поведении пассажиров немедленно сообщите об этом проводнику;
  13. при экстренном торможении поезда схватитесь за поручни или другие закрепленные предметы, сгруппируйтесь, защитите голову.

    Действия населения при авариях на железнодорожном транспорте

    при возникновении пожара в здании вокзала
  14. сохраняйте спокойствие и выдержку, успокойте находящихся рядом людей, особенно женщин и детей;
  15. оцените обстановку, убедитесь в наличии реальной опасности, выясните, откуда она исходит, затем спокойно, без паники начинайте двигаться в противоположную сторону, направляясь к выходу;
  16. при наличии задымления и открытого огня рядом старайтесь максимально быстро выбраться из здания, двигаясь при этом пригнувшись; защитите органы дыхания и открытые части тела платком, шарфом или частями одежды, по возможности смоченными водой;
  17. если вы чувствуете повышение температуры, то, значит, вы приближаетесь к опасной зоне, и лучше всего в этой ситуации повернуть обратно;
  18. не входите в помещения, где большая концентрация дыма;
  19. у закрытой двери предварительно потрогайте ручку тыльной стороной ладони. Если она не горячая, откройте дверь и проверьте, есть ли в соседнем помещении дым или огонь, после этого проходите. Если ручка двери или сама дверь горячая, не открывайте её;
  20. если вы не можете выбраться из здания, подайте сигнал спасателям, кричать при этом следует только в крайнем случае, т.к. вы можете задохнуться от дыма. Лучше всего размахивать из окна каким-либо предметом или частями одежды.


При пожаре в поезде

  1. возьмите документы и необходимые вещи, громоздкий багаж (сумки, тележки, чемоданы) оставьте на местах, он помешает эвакуации;
  2. прежде чем выйти в коридор, подготовьте простейшие средства защиты органов дыхания (платок, полотенце или наволочку, смоченные водой);
  3. на случай защиты от пламени и осколков стекла используйте одеяло, верхнюю одежду (пальто, куртку и т.п.) или плотную ткань;
  4. если из-за дыма стало трудно дышать, постарайтесь открыть окно и дышать набегающим свежим воздухом. Если такой возможности нет, то передвигайтесь пригнувшись к полу - там дыма меньше;
  5. не выпрыгивайте из движущегося поезда, если нет прямой опасности для жизни. Если это единственный способ спастись, то прыгайте по ходу движения с той стороны вагона, где нет столбов. Старайтесь приземлиться на соединенные вместе ноги, далее перекатами и кувырками гасите скорость падения. По возможности предварительно оденьте на себя как можно больше одежды, защитите голову;
  6. при остановке поезда, выбравшись из опасной зоны, будьте рядом с другими людьми недалеко от места аварии;
  7. самое главное - не паникуйте, действуйте четко и решительно, окажите посильную помощь пострадавшим.
Во время железнодорожной аварии или при крушении поезда

  1. схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами;
  2. безопаснее всего опуститься на пол вагона;
  3. не расслабляйтесь после первого удара и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.


После железнодорожной аварии или крушения поезда

  1. быстро выбирайтесь из вагона через дверь или окна - аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. При необходимости разбейте окно купе тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона возьмите с собой документы, деньги, одежду или одеяла;
  2. оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших;
  3. если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, т.к. возможны пожар и взрыв;
  4. если вы видите оборванный токонесущий провод, который касается земли, отойдите от него на безопасное расстояние, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле, может быть от 2 (сухая земля) до 30 м (влажная).