На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаЧрезвычайные ситуации техногенного характера → Аварии на железнодорожном транспорте - общие сведения и примеры крупных аварий

Аварии на железнодорожном транспорте - общие сведения и примеры крупных аварий


Общие сведения об авариях на железнодорожном транспорте

Железнодорожный транспорт, занимает ведущее место в транспортной системе России, является основным перевозчиком пассажиров и грузов. Протяженность железнодорожных путей в России составляет 122 тыс. км, в том числе общего пользования - 86 тыс. км. и необщего пользования - 36 тыс. км.

Главная задача железных дорог России - обеспечить надежную транспортную связь европейской части страны с ее восточными районами. Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог расположена в европейской части страны. Известно, что железные дороги Российской Федерации, располагая 11-12% общей протяженности железных дорог мира, осуществляют 50% мирового грузооборота, 47% составляет доля перевозок по мировому пассажирообороту. Общее количество перевозимых железными дорогами грузов различного назначения ежегодно составляет более 1 миллиарда тонн и около 1 миллиарда пассажиров. В парке этого вида транспорта насчитывается около 3,6 тысяч грузовых электровозов, 1,2 тысяч грузовых тепловозов, 497 тысяч грузовых и 20,1 тысяч пассажирских вагонов.

Сеть из 17 железных дорог охватывает значительную часть территории России, где круглосуточно работают свыше 5000 станций (узловые, сортировочные, участковые, промежуточные). Крупные станции, как правило, расположены в границах больших населенных пунктов, на них

обрабатываются одновременно множество составов, в том числе с опасными грузами.

Несмотря на то, что железнодорожный транспорт является одним из самых безопасных, на нем также возможны аварии и катастрофы, связанные с крушениями и столкновениями поездов, а также пожарами. В последнее время участились случаи совершения терактов на пассажирских поездах.

Примеры крупных аварий на железнодорожном транспорте

Проблема обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте появилась одновременно с появлением этого вида транспорта. Так 15 сентября 1830 года, при открытии железной дороги Ливерпуль - Манчестер, депутат английского парламента Уильям Хаскинсон попал под поезд и погиб на месте, после чего стал известен, как первый в мире человек, погибший под колесами поезда.

Наиболее крупными происшествиями и катастрофами на железнодорожном транспорте, которые привели к гибели людей или нанесли значительный материальный ущерб, считаются:

31 июля 1815 г. во время демонстрации паровоза «Механический путешественник» взорвался котел. Погибло от 13 до 16 человек;

В ночь с 11 на 12 августа 1840 г. близ станции Шушары Царскосельской железной дороги произошло лобовое столкновение двух поездов. Погибли 6 пассажиров, 78 были ранены;

4 сентября 1851 г. произошло крушение в результате лобового столкновения двух пассажирских поездов у станции Клин (Московская область). Погибли 4 человека (члены локомотивной бригады);

В ночь с 29 на 30 июня 1882 г. произошло крушение почтового поезда из-за размыва насыпи близ станции Бастыево Чернского уезда Тульской губернии. Погибло 42 человека, ранено 35;

31 июля 1815 г. во время демонстрации паровоза «Механический путешественник» взорвался котел. Погибло от 13 до 16 человек;

В ночь с 11 на 12 августа 1840 г. близ станции Шушары Царскосельской железной дороги произошло лобовое столкновение двух поездов. Погибли 6 пассажиров, 78 были ранены;

4 сентября 1851 г. произошло крушение в результате лобового столкновения двух пассажирских поездов у станции Клин (Московская область). Погибли 4 человека (члены локомотивной бригады);

В ночь с 29 на 30 июня 1882 г. произошло крушение почтового поезда из-за размыва насыпи близ станции Бастыево Чернского уезда Тульской губернии. Погибло 42 человека, ранено 35;

27 июня. 1988 г. произошло крушение на Лионском вокзале (Париж). Пригородный электропоезд из-за отключенных тормозов не сумел остановиться на спуске и на большой скорости въехал на Лионский вокзал, где врезался в переполненный электропоезд. Погибли 56 человек, около 50 были ранены;

16 августа 1988 г. произошло крушение скоростного поезда «Аврора», в результате чего погиб 31 человек, более 100 были ранены;

4 октября 1988 г. произошел взрыв состава, перевозящего взрывчатые вещества на станции Свердловск-Сортировочный. Погибли 4 человека, множество домов на прилегающей территории были разрушены;

4 июня 1989 г. произошла крупнейшая в истории России железнодорожная катастрофа. На перегоне Улу-Теляк - Аила в момент прохождения двух пассажирских поездов произошел мощный взрыв газа, образовавшегося в результате аварии на находящемся рядом трубопроводе. Погибло 575 человек, 181 из них - дети, более 600 человек было ранено. В 1992 г. на месте трагедии был сооружен мемориал в память о жертвах катастрофы;

4 января 1990 г. произошло крушение поезда под Суккуром. Погибли 307 человек и около 700 получили травмы;

3 марта 1992 г. произошло столкновение пассажирского поезда «Юрмала» (Москва - Рига) с грузовым на разъезде Подсосенка близ города Нелидово. В столкновении погибли 43 человека, 108 ранены;

3 июля 1992 г. в одном из вагонов в поезде № 684 «Санкт-Петербург - Рыбинск» на перегоне Киприя - Анциферово из-за небрежного обращения с огнем возник пожар, в результате чего вагон полностью выгорел. Погибли 2 пассажира, еще одна пассажирка получила сильные ожоги;

17 июля 1992 г. произошло столкновение на переезде грузового автомобиля и электропоезда, повлекшее сход с рельсов электропоезда и его столкновение с платформой Ириновка (Ленинградская, область). В результате у электропоезда были разбиты 3 вагона из 10, погиб помощник машиниста;

28 февраля 1993 г. на перегоне Гудермес - Грозный взрывом в вагоне поезда «Кисловодск - Баку» убиты 13 человек, 12 ранены;

8 декабря 1993 г. во время маневровой работы из-за ошибки сцепщика произошел сход с рельсов и опрокидывание маневрового тепловоза с 5 цистернами бензина, 4 цистернами с аммиака и 2 платформами с железобетонными конструкциями. Возник пожар, в результате чего взорвалось 3 цистерны: две с бензином и одна с аммиаком. Погиб машинист;

13 апреля 1994 г. на станции Дагестанские Огни около Дербента в поезде «Москва - Баку» произошел взрыв. В результате возникшего пожара полностью сгорел один вагон. Погибли 6 человек, 3 пострадали;

11 августа 1994 г. на переезде перегона Тополи-Уразово в Белгородской области произошло столкновение электропоезда с цистерной встречного грузового поезда (которая вследствие неисправности колесной пары и удара о бетонный настил переезда вылетела на встречный путь). В результате столкновения погибли 20 человек, более 50 человек получили травмы различной степени тяжести. Кроме того были повреждены пути и подвижной состав;

9 февраля 1995 г. на перегоне Сухиничи - Жиеодоека (Московскаяжелезная дорога)по причине неисправности электровоза совершил остановку пассажирский поезд «Москва - Киев». Через некоторое время состав покатился в обратную сторону и врезался в стоящий поезд «Москва - Хмельницкий». Погибли 4 пассажира, 11 пострадали;

20 июля 1995 г. близ города Сергач (Нижегородская область) произошло лобовое столкновение почтово-гру-зового и грузового поездов, в результате чего взорвались три цистерны со сжиженным газом. Погибли 6 человек, 20 получили ранения;

31 мая 1996 г. 4 незакрепленные платформы с цементом из-за уклона пути выкатились со станции Литвинове (Кемеровская железная дорога) на перегон, где врезались в пригородный электропоезд. Погибли 17 пассажиров, более 44 были ранены;

12 августа 1996 г. взорвалась бомба, спрятанная под полом второго вагона поезда Волгоград - Астрахань. Погиб 1 человек, 8 пострадали;

31 мая 1996 г. из-за уклона пути на перегоне Тальменка - Литвинове (Кемеровская, железная, дорога) произошло столкновение пригородного электропоезда и 4 вагонов с цементом, которые были не закреплены «тормозными башмаками». В результате столкновения погибли 18 пассажиров, более 44 были ранены;

Сход с рельсов в мае 1996 г. 24 из 75 вагонов грузового поезда на станции Шумерля Чувашской Республики, после чего возник пожар в 10 вагонах, и на землю вылилось около 2 т фенола. В результате получили отравление около 180 человек, а материальный ущерб составил 58,6 млрд рублей (в ценах 1996 г.);

26 сентября 1996 г. на железнодорожном переезде между Батайском и Сальском произошло столкновение тепловоза с автобусом, перевозящим школьников, в результате чего погибли 22 человека, 21 из них - дети;

17 июня 1997 г. из-за излома одной из тяг стрелочного перевода произошло крушение грузового поезда №2305 на станции Лихославль. Оказали разбиты 24 вагона, 8 повреждены; 3 июня 1998 г. произошло крушение высокоскоростного поезда ICE под Эшеде (на линии Ганновер - Гамбург), в результате которого погиб 101 человек, 88 были ранены;

18 октября 1998 г. крушение на перегоне Танеевка, в результате которого 5 вагонов были разбиты, ещё 12 повреждены;

Наезд в октябре 1998 г. грузовых вагонов на рейсовый автобус на неохраняемом переезде в г. Хабаровске, что привело к гибели 21 человека и травмам у 26 пассажиров;

5 октября 1999 г. в черте Лондона неподалеку от станции Паддингтон лоб в лоб столкнулись два дизель-поезда по вине машиниста одного из них, который проехал на запрещающий сигнал светофора. В результате 31 человек погиб, 227 были госпитализированы;

13 февраля 2001 г. произошло столкновение пригородного поезда с автопоездом на переезде участка Белоостров - Дибуны. Погиб 1 пассажир, 10 получили ранения;

25 сентября 2001 г. из-за снятых неизвестными 25 метров рельсового пути на перегоне Мечетенская - Атаман произошел сход с рельсов пассажирского поезда № 191 «Ростов - Баку». Ранены 16 человек; 20 февраля 2002 г. на линии Каир - Луксор в районе города Алъ-айят загорелся пассажирский поезд, но машинист продолжал движение еще 7 километров, в результате погибло 373 человека;

1 апреля 2002 г. в Москве у Ярославского вокзала столкнулись пассажирский поезд «Москва - Хабаровск» и маневровый тепловоз, в результате чего получили ранения различной степени тяжести 22 человека;

11 ноября 2002 г. в парке отстоя депо Санкт-Петербург - Балтийский неуправляемый пустой электропоезд самопроизвольно пришел в движение и, доехав до Балтийского вокзала, на скорости 41 км/ч врезался в тупиковую призму, после чего выехал на перрон. 4 человека погибли на месте, 9 ранены;

3 сентября 2003 г. около города Ессентуки под вагоном электропоезда «Кисловодск - Минводы» сработали два радиоуправляемых фугаса. 6 человек погибли, 39 получили ранения;

В ноябре 2003 г. на переезде ст. Маслянская в Тюменской области грузовая машина въехала в середину состава грузового поезда. В результате водитель машины погиб, 9 цистерн сошли с рельсов и повредили 250 м полотна и 800 м контактных сетей, из-за чего движение поездов было остановлено на 17 часов;

5 декабря 2003 г. в городе Ессентуки близ центрального вокзала в одном из вагонов пригородного поезда «Кисловодск - Минеральные Воды» сработало взрывное устройство. В результате взрыва погибли 47 человек (из них на месте - 44), более 180 получили ранения;

24 декабря 2003 г. на перегоне Тулун - Утаи в Иркутской области произошло столкновение скорого поезда номер 7 «Владивосток - Новосибирск» с грузовым автомобилем КамАЗ. Водитель КамАЗа, груженного лесом, не справился с управлением, не вписался в поворот и выехал на железнодорожные пути. Машинист применил экстренное торможение, но избежать столкновения не удалось. В результате столкновения погибли 3 человека, 7 человек госпитализировано. С рельсов сошла половина вагонов поезда и локомотив, поврежден железнодорожный путь и опоры контактной сети;

18 февраля 2004 г. произошло крушение поезда под Нишапуром (Иран). Поезд из 51 вагона, перевозивший груз (бензин, удобрения и серу) взорвался, в результате чего погибли 320 человек;

11 марта 2004 г. в Испании террористами были подорваны 4 пригородных поезда, в результате чего погиб 191 человек, 2 050 человек были ранены;

26 декабря 2004 г. образовавшиеся в результате землетрясения в Индийском океане гигантские волны дошли до юго-западного побережья Шри-Ланки, где уничтожили находящийся близ побережья переполненный пассажирский поезд. Погибли около 1 700 человек;

25 апреля 2005 г. в городе Амагасаки (Япония) пригородный поезд сошёл с рельсов и врезался в здание многоэтажной парковки. Погибли 106 человек, 555 были ранены;

12 июня. 2005 г. на перегоне Узуново - Богатищево Московской железной дороги произошёл подрыв поезда «Грозный - Москва». С рельсов сошли 6 вагонов. За медицинской помощью тогда обратились 42 человека, 5 из них, в том числе ребенок, были госпитализированы;

20 октября 2007 г. в пассажирском поезде № 245 «Санкт-Петербург - Адлер» возник пожар, в результате которого сгорели 2 вагона. Погибших и пострадавших нет;

13 сентября 2008 г. близ Лос-Анджелеса пригородный электропоезд не остановился на красный сигнал светофора и врезался в грузовой поезд. Погибли 23 человека;

21 сентября 2009 г. из-за размыва дождями железнодорожного полотна на перегоне Кизилюрт - Махачкала Махачкалинского отделения Северо-Кавказской железной дороги произошел сход с рельсов грузового поезда;

27 ноября 2009 г. произошло крушение скоростного поезда «Невский экспресс» по причине теракта. В результате происшествия погибли 28 человек (среди них 2 беременные женщины), более 98 были ранены;

15 февраля 2010 г. произошло столкновение двух поездов в городе Холл (Англия). Погибли 18 человек, 171 были ранены;

13 января 2011 г. на переезде в Иркутской области столкнулись маневровый состав (тепловоз и 5 вагонов с углем) и бензовоз. Из находящихся в автомобиле 5 человек 4 погибли и 1 получил тяжелые травмы;

23 июля 2011 г. произошло крушение скоростного поезда в Вэнъчжоу, Китай: погибли 40 человек, более 190 человек ранены;

13 сентября 2011 г. на железнодорожном переезде в Буэнос-Айресе (Аргентина) автобус столкнулся с двумя поездами. Погибло 7 человек, ранено 100 человек;

22 февраля 2012 г. в Буэнос-Айресе (Аргентина) пассажирский поезд врезался в перрон станции Онсе. Погибло 49 человек, 600 ранено;

13 декабря 2012 г. около платформы «1988 км» (Челябинская область) из-за схода 18 полувагонов с углем было повреждено 300 м железнодорожного полотна и три опоры линии электропередач, пострадавших нет. В результате повреждений пассажирские поезда, следующие между городами Уфа и Челябинск, были задержаны либо проследовали в обход через город Белорецк. Ущерб составил 11 млн рублей;

9 мая 2013 г. на станции Белам Калитеа Ростовской области Северо-Кавказской железной дороги произошел сход с рельсов локомотива и 51 вагона грузового поезда № 2035 с последующим возгоранием 7 и детонацией 1 цистерны с газом (пропан). В результате схода повреждены 3 секции локомотива и 45 вагонов. В результате пожара и последующего взрыва были разрушены ряд зданий и жилых домов в городе Белая Калитва, пострадало 52 человека, 18 из них были госпитализированы. На время ликвидации последствий сотни жителей были эвакуированы. Причиной крушения стал сон локомотивной бригады, в результате чего состав превысил допустимую скорость на 55 км/час и сошёл с рельсов при въезде на боковой путь станции Белая Калитва на скорости свыше 95 км/час;

23 мая 2013 г. в Златоусте (Челябинская область) произошел сход с рельсов 15 полувагонов грузового состава № 2314, в результате которого были повреждены опора контактной сети и 150 м железнодорожного полотна.