На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаЧрезвычайные ситуации → Эколого-экономическая деятельность предприятий → Транспортировка нефти водным путем при чрезвычайных ситуациях

Транспортировка нефти водным путем при чрезвычайных ситуациях


Морские перевозки осуществляются всеми странами и часто являются причиной крупных катастрофических событий мирового масштаба.


Мало кому известно о взрыве на пароходе «Дальстрой» 24 июня 1946 г., который стоял в порту Находка у причала м.Астафьева. Взрыв произошел из-за неправильной погрузки взрывчатки (тротила) в резиновых мешках. Сначала загорелся первый трюм с аммоналом, а через 8 минут произошел взрыв, который снес все, что находилось на мысе. Не было ни судна, ни зданий, ни деревьев. Вся местность была покрыта черным лаком - мазутом, которого на судне было 1800 т в бункерах. Он весь поднялся в воздух, а затем в течение 2 час поливался на землю нефтяным дождем.


Аварийный выброс мазута 21 ноября 1992 г. на мысе Шефнера, нанес нокаутирующий удар по биоценозам (в море вылилось почти 91 т мазута, который закрыл нефтяной пленкой доступ кислорода для жизни подводного мира).


19 ноября 2002 г. нефтеналивное судно «Престиж» («Prestige») затонуло на глубине 3500 м в 250 м от берегов Испании. При этом 77 тыс. т нефтепродуктов оказалось па берегах атлантического побережья. Ассоциация Mille-Traces, занимавшаяся последствиями катастрофы танкера «Эрика» («Erika»), приняла участие в спасении птиц. Предыдущий опыт позволил быстро принять меры: набрать добровольцев, привлечь к мероприятиям экологические организации и собрать требуемые инструмент и материалы.


Во всех этих катастрофах мирового значения важным фактором оказалось отсутствие информации и прогнозирования. В одной из работ рассматривается методология применения прогнозов британского метеобюро в режиме реального времени, а также чувствительность модельных ситуаций к данным по силе и направлении ветра и масштабу сетки модели. Для иллюстрации методик использованы данные по аварии судна «Sea Empress», произошедшей в 1996 г. у берегов Уэльса. В работе сформулированы предложения по улучшению ликвидации разливов нефти в Великобритании.


Необходимо, чтобы данные прогнозов метеобюро были более доступны для ученых. Также необходимо разработать гидродинамические модели с более точной сеткой для потенциально опасных регионов. Фокус моделирования разливов должен быть смещен в сторону получения прогнозов в реальном времени в отличие от упрощенного ретроспективного метеопрогноза, применяемого в настоящее время. Необходимо создать центральную метеослужбу, которая бы выдавала реальный прогноз на момент крупного разлива нефти. При этом останутся востребованными для научных и практических целей данные компьютерных моделей ситуаций.


В последние годы XX в. в Европе создана специальная комиссия по расследованию морских катастроф в результате нефтеперевозок. При анализе мероприятий Европейской комиссии, нацеленных на предотвращение морских катастроф, заканчивающихся разливами нефти, очень быстро оказалась недостаточной. Выявилась необходимость в разработке конкретной стратегии управления судоходством, позволяющей предвидеть опасные ситуации, снизить риск, который может возникнуть, предложить своевременные падежные решения по действиям спасательных групп в таких условиях.


Комплексные решения по повышению безопасности на морских путях предусмотрены концепцией PrISM (Programme Integre de Securisation des voices Maritimes), разработанной во Франции. Она состоит из трех саморегулирующихся программ, которые собирают, синтезируют и обрабатывают данные для принятия решения. Ядром программы является экспертная саморегулирующаяся система, как комбинация теоретической модели, данных текущего времени с использованием многовариантного алгоритма.


Катастрофы, описанные выше и многие другие, загрязняют морские воды, приводят к огромным экологическим бедствиям, ликвидация которых связана с большими финансовыми, трудовыми и особенно с временными затратами па реанимацию ОС. При этом страдает не только ОС (вода, берега, воздух, флора, фауна, население), но и инженерные портовые конструкции, реконструкция которых после длительной эксплуатации и ЧС представляет собой длительный и трудоемкий процесс, что наглядно демонстрирует переоборудование ОАО «Роснефть-Туапсенефтепродукт», которое было введено в эксплуатацию в 1928 г. Предприятие расположено на обоих берегах р.Туапсе вблизи побережья Черного моря. В августе 1999 г. оно оказалось в зоне паводкового наводнения, в результате которого работа была прекращена.


Генеральным проектным институтом ОАО «Нефтепродуктпроект» (г.Волгоград) разработан проект полной реконструкции предприятия. С учетом максимального снижения вредного воздействия на ОС. К основным природоохранным мероприятиям относится очистка грунтовых вод от нефтепродуктов и защита от них поверхностных вод. С этой целью на правобережной территории предприятия пробурено около 100 наблюдательных скважин и 12 рабочих скважин для откачки воды и нефтепродуктов с двух уровней. На основании согласованного проекта проведено оснащение рабочих скважин современным оборудованием и средствами автоматизации.


Ведутся эксплуатационные работы по снижению отрицательного воздействия на подземные и поверхностные воды, а также на почву. Кроме того, для защиты Туапсе построено берегоукрепление с устройством дренажной системы и специального мощного затвора по обоим берегам, что дало свой положительный результат. На правом берегу сооружен комплекс современных очистных сооружений «Коалесцент» со степенью очистки промстоков от сливно-наливных эстакад 0,05 мг/л. В 1999 г. было обезврежено 400 куб. м загрязненного грунта биопрепаратом «Дестройл». В 2000 г. обезврежено порядка 600 куб. м грунта этим же биопрепаратом и утилизировано 180 куб. м нефтешлама при помощи химического реагента «Р».


Важной частью борьбы с нефтяным загрязнением акватории порта и прилегающих к нему районов является идентификация источников загрязнения, знание процесса его распространения и последствия загрязнения. Числовая модель, имитирующая эти процессы, распространение и предельное количество загрязнителей в порту играют существенную роль для выработки соответствующих действий при разливе.


В работе описывается применение международно-признанной гидродинамической имитационной модели разлива для порта Кейптаун и разработана компьютерная программа действий. Программа использует легко доступную базу данных при различных имитациях нефтеразлива при типовых условиях окружающей среды. Это позволяет, при необходимости, быстро использовать программу и представить результаты в виде компьютерного изображения разлива и его изменений, при ликвидационных действиях в порту Кейптаун и окружающих его водах.