На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаУправление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности → Правовое регулирование и органы обеспечения БЖД

Силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения


Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В исключительных случаях на основании указа Президента РФ в дополнение к силам и средствам, указанным выше, для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы.


Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента РФ назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение. Образование комендатуры не приостанавливает деятельность органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, действующих на указанной территории. Для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, в составе комендатуры может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, которым руководит комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.

Гарантии прав граждан и ответственность граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения

Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения и влекущие за собой изменение (ограничение) установленных законодательством РФ полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, прав организаций и общественных объединений, прав и свобод человека и гражданина, должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения.


Меры должны соответствовать международным обязательствам РФ, вытекающим из международных договоров РФ в области прав человека, и не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам.

Лицам, мобилизованным для проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ гарантируется оплата труда в соответствии с законодательством России о труде. Лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством РФ.


Установленные законодательством РФ порядок и условия применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники изменению в условиях чрезвычайного положения не подлежат.


Граждане, нарушившие правила комендантского часа задерживаются силами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, до окончания комендантского часа, а граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, - до выяснения их личности, но не более чем на трое суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя. По решению суда указанный срок может быть продлен не более чем на десять суток. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и транспортные средства могут быть подвергнуты досмотру.


Решение начальника органа внутренних дел или его заместителя о задержании может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или в суд. Граждане, должностные лица и организации за нарушение требований режима чрезвычайного положения несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Прекращение периода действия чрезвычайного положения влечет за собой прекращение административного производства по делам о нарушении режима чрезвычайного положения и немедленное освобождение лиц, подвергнутых административному задержанию или аресту по указанным основаниям.


Неправомерное применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники лицами, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, нарушение служебных полномочий, включая нарушение гарантий прав и свобод человека и гражданина, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Правосудие на территории, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляется только судом. На указанной территории действуют все суды, учрежденные в соответствии с главой 7 Конституции РФ. Учреждение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов, а равно применение любых форм и видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства не допускается.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение чрезвычайному положению.
2. В чем различия между понятиями опасная и «чрезвычайная ситуация», и «чрезвычайное положение»?
3. Каковы цели и порядок введения чрезвычайного положения.
4. Назовите обстоятельства для введения чрезвычайного положения.
5. Назовите меры и временные ограничения, связанные с введением режима чрезвычайного положения.
6. Какие силы и средства используются для поддержания режима чрезвычайного положения?
7. Отличается ли порядок и условия применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники в условиях чрезвычайного положения?
8. На какой срок могут задерживаться лица, нарушившие режим чрезвычайного положения?
9. Как осуществляется правосудие на территории, на которой введено чрезвычайное положении?