На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаУправление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности → Правовое регулирование и органы обеспечения БЖД

Нормативное регулирование чрезвычайного положения


В случае возникновения существенных и масштабных угроз национальным интересам и национальной безопасности во многих странах вводится или военное или чрезвычайное положение. Рассмотрим понятие «чрезвычайное положение» по Российскому законодательству.


Оно вводится в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ на всей территории РФ или в ее отдельных местностях как особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.


Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя РФ. Целями введения чрезвычайного положения являются также устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя РФ.


Обучающиеся иногда путают понятия «чрезвычайное положение» и «чрезвычайная ситуация». Следует уточнить, что чрезвычайное положение - это особый правовой режим нашей жизнедеятельности, предусматривающий определенное ограничение прав и свобод, который в опасных условиях устанавливает Президент России. А чрезвычайная ситуация - это более масштабная разновидность опасной ситуации, состояние, при котором на определенной территории нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу, хозяйству и окружающей природной среде. Введение чрезвычайного положения всегда зависит от воли определенных должностных лиц, в частности Президента РФ, членов Совета Федерации и др., тогда как возникновение опасной или чрезвычайной ситуации (особенно природного характера) иногда не зависит ни от чьей воли.


Именно наличие опасных факторов и их перерастание в опасную, а затем в чрезвычайная ситуация, и является обязательным фактическим основанием для введения режима чрезвычайного положения для защиты людей, попавших в эту ЧС.


Для обозначения особого правового режима в опасных ситуациях, существует еще одно близкое понятие - «режим чрезвычайной ситуации». Это один из режимов функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), который вводится решениями руководителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС. Режим ЧС имеет также ряд особенностей ограничений, но их меньше, чем при режиме чрезвычайного положения. Проиллюстрируем соотношение рассмотренных понятий следующим условным примером возникновения смешанной, социально-природно-техногенной угрозы.


Жара и засуха, приток отдыхающих в леса

Опасные факторы

Костры отдыхающих в лесу, ветер

Накопление опасных факторов

Загорания травы и деревьев (местами)

Опасные ситуации (локальные)

Лесной пожар, который не удается потушить местными силами в короткий срок

Перерастание опасной ситуации в ЧС

Распространение огня и реальная угроза гибе­ли людей и имущества, систем транспорта, энергетики и связи

Введение режима ЧС на территории распро­странения огня и задымления, в охранных зо­нах технических систем

Гибель строений и людей, опасность расширения масштабов этих потерь на соседние тер­ритории

Введение режима чрезвычайного положения с принудительной эвакуацией, реквизициями, прекращением движения, торговли и прочими ограничениями (о них см.ниже)

Обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения

В соответствии со статьей 3 ФКЗ «О чрезвычайном положении», чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.


К таким обстоятельствам относятся:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.


Чрезвычайное положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию РФ. Указ Президента России незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации и подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.


Совет Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление. Указ Президента, не утвержденный Советом Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население России или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.


Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, - 60 суток. По истечении этих сроков чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае, если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента РФ с соблюдением требований, для введения чрезвычайного положения.


При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, ранее установленного срока Президент РФ отменяет чрезвычайное положение полностью или частично, о чем население РФ или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.


В последние годы в федеральных средствах массовой информации неоднократно проходили сообщения о введении режима чрезвычайного положения губернаторами отдельных субъектов РФ, например, в связи с массовыми отравлениями населения некачественными спиртными изделиями (2006 г.), сильными снегопадами в Приволжском федеральном округе (2008 г.). Безусловно, такие факты реально не могли иметь место, т.к. в соответствии с ФКЗ "О чрезвычайном положении" режим чрезвычайного положения как на территории всей страны, так и в отдельных ее местностях может ввести только Президент РФ своим Указом, но ни глава администрации субъекта РФ (губернатор, президент) или какое-либо другое должностное лицо. Очевидно, что сотрудники СМИ путали режим "чрезвычайной ситуации" с режимом «чрезвычайного положения».