На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаУправление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности → Правовое регулирование и органы обеспечения БЖД

О Концепциях безопасности городов и регионов России


Картина создания концептуальных основ формирования и совершенствования системы НБ и БЖ была бы неполной без рассмотрения ее региональных составляющих. Так, например, в Москве, Ставрополе, в других городах, краях и областях в целях формирования единой политики в области обеспечения безопасности населения были приняты и продолжают готовиться региональные Концепции безопасности. Их тексты можно видеть на сайтах соответствующих региональных администраций и органов власти.


Одна из первых региональных Концепций была утверждена Постановлением Правительства Москвы от 22 августа 2000г. № 654 «Об утверждении Концепции безопасности Москвы» (с изменениями от 2 декабря 2003 года). Этот документ существенно дополнил федеральную концепцию. В силу своей привязки к конкретной территории, он был более предметным и более понятным для граждан. В настоящее время данное постановление «снято с контроля» в Правительстве Москвы, но не отменено. Кроме того Концепция безопасности Москвы сохраняет свое научное и методическое значение для специалистов в сфере безопасности жизнедеятельности.


Несомненный интерес представляет перечень угроз безопасности Москвы:

  1. социальные, политические, коммунально-бытовые, природные, техногенные, экологические, информационные, психологические, криминальные, террористические, военные.

Приведем фрагменты из описаний некоторых видов угроз и мер противодействия им.


К основным угрозам террористического характера относятся:

  1. нападение на политические и экономические объекты (захват, подрыв, обстрел и т.д.);
  2. взрывы и другие террористические акты в местах массового пребывания людей (метро, вокзалы, транспорт, жилые кварталы); похищение людей и захват заложников;
  3. захват воздушных судов и других транспортных пассажирских средств;
  4. нападение на объекты, потенциально опасные для жизни населения в случае их разрушения или нарушения технологического режима;
  5. вывод из строя систем управления авиационным и железнодорожным движением, силовых линий электроснабжения, средств связи, компьютерной техники и других электронных приборов (электромагнитный терроризм);
  6. нарушение психофизического состояния людей путем программированного поведения и деятельности целых групп населения;
  7. кибернетические атаки на важнейшие компьютерные сети;
  8. внедрение через печать, радио и телевидение информации, которая может вызвать искаженное общественное мнение, беспорядки в обществе;
  9. проникновение с целью нарушения работы в информационные сети;
  10. применение химических и радиоактивных веществ в местах массового пребывания
  11. людей;
  12. отравление (заражение) систем водоснабжения, продуктов питания;
  13. искусственное распространение возбудителей инфекционных болезней. Интересен раздел «Криминальные угрозы», которые в Стратегии НБ лишь упомянуты,
  14. но не раскрыты. В нем указано, что криминализация всех сторон жизни общества наносит серьезный ущерб идеям демократизации, нарушает нормальную жизнь города. К основным криминальным угрозам относятся:
  15. усиление криминального давления на жизнедеятельность города;
  16. возможность срастания преступных сил с представителями властных структур;
  17. переход под контроль криминальных групп банков, экономических, торговых и посреднических центров;
  18. возможность проникновения преступных авторитетов в выборные органы законодательной власти государства и города, а также в правоохранительные органы;
  19. влияние криминальных структур на рыночные цены на продукты питания.

Основными предпосылками, усугубляющими возникновение криминальной угрозы, являются:

  1. отсутствие достаточного проработанного законодательства в этой сфере как на федеральном, так и на местном уровне;
  2. недостаточный уровень профессиональной подготовленности сотрудников правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью;
  3. поделенность сфер влияния среди различных криминальных структур;
  4. значительное количество в городе выходцев из стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе и не зарегистрированных установленным порядком граждан из кавказского региона;
  5. слабая раскрываемость заказных убийств, в том числе по политическим мотивам. Реализация указанных угроз может привести:
  6. к появлению атмосферы страха и неуверенности в обществе;
  7. к возможности перехода реальной власти в городе к преступным авторитетам;
  8. к парализации экономических преобразований;
  9. к обесцениванию демократических завоеваний.