На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаУправление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности → Правовое регулирование и органы обеспечения БЖД

Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации Стратегии НБ


Государственная политика РФ в области национальной безопасности обеспечивается согласованными действиями всех элементов системы обеспечения НБ при координирующей роли Совета Безопасности РФ за счет реализации комплекса мер организационного, нормативно-правового и информационного характера.


Реализация настоящей Стратегии обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти, институтов гражданского общества, направленных на отстаивание национальных интересов РФ путем комплексного использования политических, организационных, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в РФ.


Корректировка Стратегии осуществляется периодически при координирующей роли Совета Безопасности РФ по результатам постоянного мониторинга обстановки и изменений, оказывающих существенное влияние на состояние национальной безопасности.


Организационная поддержка реализации Стратегии заключается в совершенствовании государственного управления РФ, а также в развитии системы обеспечения национальной безопасности на основе механизмов стратегического планирования устойчивого развития РФ под руководством Президента РФ.


Система документов стратегического планирования (концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ, программы социально-экономического развития РФ на краткосрочную перспективу, стратегии (программы) развития отдельных секторов экономики, стратегии (концепции) развития федеральных округов, стратегии и комплексные программы социально-экономического развития субъектов РФ, межгосударственные программы, в которых принимает участие РФ, федеральные (ведомственные) целевые программы, государственный оборонный заказ, концепции, доктрины и основные направления государственной политики в сферах обеспечения НБ и по отдельным направлениям внутренней и внешней политики государства) формируется Правительством РФ и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием органов власти субъектов РФ на основании Конституции, законов и иных нормативных правовых актов РФ.


Разработка документов стратегического планирования осуществляется согласно Регламенту Правительства РФ и в соответствии с порядком подготовки документов в Администрации Президента РФ. По решению Президента РФ эти документы могут выноситься на рассмотрение Совета Безопасности РФ.


Государственная политика в области противодействия наркопреступности и терроризму формируется Государственным антинаркотическим комитетом и Национальным антитеррористическим комитетом - межведомственными органами, обеспечивающими координацию федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ в соответствующих сферах.


Комплексные проблемы обеспечения НБ могут рассматриваться на совместных заседаниях Совета Безопасности РФ, Государственного совета РФ, Общественной палаты РФ с участием иных совещательных и консультативных органов, созданных для обеспечения конституционных полномочий Президента РФ.


Меры нормативной правовой поддержки реализации настоящей Стратегии определяются на основании Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.


Информационно-аналитическая поддержка реализации Стратегии осуществляется при координирующей роли Совета Безопасности РФ за счет привлечения информационных ресурсов заинтересованных органов государственной власти и научных учреждений с использованием системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия.


Для развития системы распределенных ситуационных центров в среднесрочной перспективе потребуется преодолеть технологическое отставание в важнейших областях информатизации, телекоммуникаций и связи, определяющих состояние национальной безопасности, разработать и внедрить технологии информационной безопасности в системах государственного и военного управления, системах управления экологически опасными производствами и критически важными объектами, а также обеспечить условия для гармонизации национальной информационной инфраструктуры с глобальными информационными сетями и системами.


Угрозы информационной безопасности в ходе реализации настоящей Стратегии предотвращаются за счет совершенствования безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем критически важных объектов инфраструктуры и объектов повышенной опасности в РФ, повышения уровня защищенности корпоративных и индивидуальных информационных систем, создания единой системы информационно-телекоммуникационной поддержки нужд системы обеспечения национальной безопасности.


Разработка и реализация комплекса мер по предотвращению угроз НБ в федеральных округах проводятся при координирующей роли Правительства РФ федеральными органами исполнительной власти во взаимодействии с органами государственной власти субъектов РФ.


Контроль за ходом реализации Стратегии НБ осуществляется в рамках ежегодного доклада Секретаря Совета Безопасности РФ Президенту РФ о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.


Определены основные характеристики состояния национальной безопасности, предназначенные для оценки состояния НБ РФ:

  1. уровень безработицы (доля от экономически активного населения);
  2. децильный (деcятичный) коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения);
  3. уровень роста потребительских цен;
  4. уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
  5. уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентах к валовому внутреннему продукту;
  6. уровень обновления вооружения, военной и специальной техники;
  7. уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами.

Перечень характеристик состояния национальной безопасности может уточняться по результатам мониторинга ее состояния.


Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года не является Законом в буквальном юридическом понимании этого термина. Но изложенная в ней официально признанная система стратегических целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяет важнейшие векторы развития всех нормативно-правовых актов, касающихся обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу.


Реализация Стратегии НБ через правовые и организационные механизмы (подробно рассматриваемые в данном учебном пособии), призвана стать дополнительным рычагом развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа РФ.