На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаУправление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности → Правовое регулирование и органы обеспечения БЖД

Органы прокурорского надзора


Прокуратура - специальный государственный орган (система органов), в компетенцию которого входит возбуждение уголовных дел, поддержание обвинения, представительство интересов государства в судебном процессе. В некоторых странах прокуратура входит в систему министерства юстиции (США, Франция, Нидерланды, Япония, Польша).


Конституция Российской Федерации 1993 года устанавливает лишь наиболее общие принципы организации прокуратуры РФ, оставляя регулирование всех остальных вопросов правового статуса этого органа за федеральным законом. Согласно ст. 129 Конституции Российской федерации прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ; Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ; прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами; иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.


Прокурорским надзором принято называть осуществляемую от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц - прокуроров- по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов всеми государственными органами и гражданами.


В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» 1992 г. (в ред. 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями) определены (ч. 2 ст. 1) пять видов прокурорского надзора:


1. Общий надзор (надзор за исполнением законов государственными органами, коммерческими и некоммерческими организациями, должностными лицами).


Его предметом является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов федеральными министерствами и комитетами, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.


В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона «О прокуратуре » прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

  1. по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения вышеперечисленных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  2. требовать от руководителей и др. должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  3. вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.


Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.


Ст. 27 Закона «О прокуратуре» предусматривает, что при осуществлении возложенных на него функций прокурор:

  1. рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
  2. разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
  3. принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
  4. использует полномочия, предусмотренные ст. 22 этого Закона.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.


В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.


В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.


3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.


Его предметом является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений ,принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.


4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания и заключенных под сражу.


Его предмет составляют:

  1. законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
  2. соблюдение установленных законодательством прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
  3. законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

В соответствии со ст. 33 Закона «О прокуратуре» при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:

  1. посещать в любое время поднадзорные органы и учреждения;
  2. опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
  3. знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;
  4. требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях.

До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается:

  1. отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.


Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.


5. Надзор за деятельностью судебных приставов.


В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 118- ФЗ «О судебных приставах» надзор за их деятельностью, связанной с исполнением решений и приговоров суда, также отнесен к компетенции органов прокуратуры.

Органы, оказывающие юридическую помощь в обеспечении безопасности и защиты законных интересов

Право на квалифицированную юридическую помощь реализуется через специальное указание в процессуальных законах об участии адвокатов в судопроизводстве. Правовую основу деятельности адвокатов составляет Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», в котором установлены профессиональные требования к адвокатам, в частности наличие высшего юридического образования, стажа работы по специальности не менее двух лет и необходимости сдачи квалифицированного экзамена.


В ст. 48 Конституции РФ указано: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно».


Расходы по оплате труда адвокатов относятся за счет федерального бюджета и в случае, когда адвокат участвовал в производстве дознания, предварительного следствия или в суде по назначению, без заключения соглашения с клиентом (ч. 5 ст. 50 УПК РФ). Права, которыми наделяется защитник для выполнения своих обязанностей, входят в качестве составной части в содержание права на защиту.


Право на защиту неотделимо от гарантий его осуществления. Органы дознания, следователь, прокурор и суд обязаны обеспечить подозреваемому, обвиняемому и подсудимому возможность защищаться установленным законом средствами и способами, а также охрану их личных и имущественных прав (ст. 16, ч. 2 ; ст. 50, 51 УПК РФ).


Подозреваемый, обвиняемый подсудимый имеют право избрать себе желаемого защитника, а если защитник не был избран, то заявить просьбу о его назначении, которую органы государства обязаны удовлетворить.


В качестве дополнительной гарантии права на защиту закон устанавливает случаи обязательного назначения подозреваемому, обвиняемому, подсудимому защитника независимо от их просьбы, и даже вопреки их желанию. Это касается, например, уголовных дел и в отношении несовершеннолетних, лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут самостоятельно осуществлять свое право на защиту, лиц, не владеющих языком, на котором ведется производство по уголовному делу. Кроме того, участие защитника обязательно, например, по делам лиц, обвиняемых в совершении преступлений, за которые в качестве меры наказания может быть назначена смертная казнь, пожизненное лишение свободы или срок свыше 15 лет (ст. 51 УПК РФ).


Право подозреваемого, обвиняемого и подсудимого на защиту - не только гарантия интересов личности, но и гарантия интересов правосудия и социальная ценность. Наличие у защитника широкой возможности оспаривать выводы обвинительной власти, представлять доказательства и доводы в пользу подзащитного создает условия для полного исследования обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу (ст.73 УПК РФ).


На сегодня, к сожалению, приходится констатировать низкое качество бесплатной правовой помощи в РФ. А ст. 26 ФЗ РФ «Об адвокатской деятельности» предусматривает пять ее видов, и практически отсутствуют негативные правовые последствия для следователя или дознавателя в случаях не предоставления ими защитника задержанному, подозреваемому.


Вместе с тем ч. 2 ст. 75 УПК РФ относит к недопустимым доказательствам показания подозреваемого или обвиняемого, данные этими лицами в отсутствие защитника, если они не подтверждены ими в судебном заседании.