На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаУправление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности → Правовое регулирование и органы обеспечения БЖД

Государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья сотрудника милиции


Все сотрудники милиции подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов, а также средств, поступающих в специальные фонды на основании договоров от организаций.


В случае гибели сотрудника милиции в связи с осуществлением служебной деятельности либо его смерти до истечения одного года после увольнения со службы вследствие ранения (контузии), заболевания, полученных в период прохождения службы, семье погибшего (умершего) и его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего (умершего) из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. При получении сотрудником милиции в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.


Ущерб, причиненный имуществу сотрудника милиции или его близким в связи со служебной деятельностью сотрудника милиции, возмещается в полном объеме из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.


Сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Милиция может иметь служебный жилой фонд, формируемый в порядке, установленном Правительством РФ.


Участковые уполномоченные милиции, работающие в сельской местности и в поселках городского типа, и члены их семей, проживающие с ними, бесплатно обеспечиваются органами местного самоуправления жильем с отоплением и освещением в соответствии с установленными нормами. Сотрудники милиции на железнодорожном, водном и воздушном транспорте обеспечиваются жилой площадью в первоочередном порядке соответствующими транспортными организациями.


Сотрудники милиции имеют право на получение беспроцентных ссуд на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство с рассрочкой на 20 лет и погашением 50 процентов предоставленной ссуды за счет средств соответствующих бюджетов.


Детям сотрудников милиции по месту жительства их семей в первоочередном порядке предоставляются места в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности в порядке, определяемом субъектом РФ. Сотруднику милиции на содержание его детей (лиц, находящихся на его иждивении), посещающих государственные и муниципальные детские дошкольные учреждения, выплачивается пособие в порядке и размерах, определяемых МВД РФ. Расходы на выплату указанного пособия осуществляются из средств бюджетов, за счет которых финансируются соответствующие подразделения милиции.

Контроль и надзор за деятельностью милиции

Контроль за деятельностью милиции в пределах полномочий, определяемых законодательством РФ, осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. При осуществлении контрольных функций органы государственной власти не вправе вмешиваться в процессуальные действия, оперативно-розыскную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях. Надзор за законностью деятельности милиции осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.


В последнее время заметно растет влияние гражданского и общественного контроля, осуществляемого посредством обращений граждан через Интернет.


По результатам всенародного обсуждения законопроекта «О полиции» текст документа, направленного Президентом России в Государственную Думу, был существенно скорректирован и доработан в интересах общества и граждан. Для обзора основных новелл законопроекта нами использованы материалы комментария заместителя Министра внутренних дел России С. Булавина 2 ноября 2010 к законопроекту «О полиции».


Новой редакцией законопроекта определено основное назначение полиции - это защита гражданина и общества. В этом состоит четкое общественное задание сотруднику на использование предусмотренных законом прав и обязанностей. Из первой главы исключены любые иные положения, которые не связаны с достижением указанной цели, в частности упоминания о мерах государственного принуждения. Эти меры являются лишь одним из инструментов в реализации социального назначения полиции.


Для того чтобы граждане в реальности стали союзниками, а не объектом внимания или тем более действий полицейского, в статье «Соблюдение и уважение прав и свобод человека и граждан» подробно регламентирован способ взаимодействия сотрудника и гражданина. Законопроектом предусмотрено, что если при обращении к полицейскому выяснилось, что поставленный вопрос находится вне компетенции полицейского, то тот должен разъяснить, к кому именно этот вопрос должен быть адресован, то есть содействовать гражданину в решении его проблемы.


Для обеспечения равенства граждан предполагается запретить полицейским состоять в политических партиях, участвовать в их деятельности или быть связанным в своих профессиональных действиях какими-либо внешними мотивами. Полиция служит интересам всего общества вне зависимости от политических, религиозных или общественных убеждений как граждан, так и самих сотрудников.


В регулировании практической работы полиции также выделяется ряд новых важных аспектов.


Во-первых, помощь потерпевшим. Много нареканий вызывала работа милиции с заявлениями граждан. Согласно новой редакции, статьи 12 устанавливается, что полиция будет обязана не реже одного раза в месяц информировать граждан о ходе рассмотрения их заявлений.

Обеспечение прав задержанных

Согласно законопроекта, полицейский не только должен разъяснить задержанному лицу возникающие в связи с этим права и обязанности: они ясно и четко изложены в статье 14 законопроекта. При этом само задержание, согласно части 1 статьи 14, не может превышать срок в 48 часов. И это время начинается не с момента начала нахождения задержанного в месте предварительного заключения, а непосредственно с момента задержания. Введена норма о праве на телефонный звонок для уведомления близких родственников или близких знакомых о задержании.


Новая редакция законопроекта уточняет порядок проверки документов полицией. Так, исключается возможность проверять «иные документы», четко регламентируются основания, с которыми связана проверка. Также жестко выверен порядок и основания для ознакомления с документами и материалами государственных и частных организаций, а полномочия по проведению и инициированию проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности полностью исключены.


Прокурорский надзор за исполнением полицией положений законодательства дополнен судебным контролем и надзором.


Впервые законодательно устанавливаются основные функции общественных советов,-быть связующим звеном между полицией и обществом, находить новые и улучшать имеющиеся механизмы взаимодействия, способствовать решению возможных противоречий. Сила общественных объединений в их независимости, открытости суждений, непредвзятости оценок. Именно это служит основой для их авторитета среди граждан. Законопроект предписывает проводить регулярный мониторинг общественного мнения. Оценка граждан теперь будет являться одним из важнейших критериев в оценке работы территориального подразделения.


В скорректированной редакции первым направлением деятельности полиции определяется защита личности, общества, государства от преступных посягательств. Таким образом мы уходим от исключительно ведомственного понимания направлений деятельности органов правопорядка, которые, безусловно, важны, однако не описывают работу полиции в ее социальном измерении.


Новая редакция статьи 4 четко определяет место и структурную основу работы полиции. При этом такие принципиальные вопросы, как состав и штатная численность, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции, являются прерогативой Президента России.


Возвращение традиционного наименования и необходимость более тесной интеграции, сотрудничества с мировым полицейским сообществом предопределило целесообразность включения в документ положения о том, что российские полицейские по решению Президента могут участвовать в деятельности по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности.


В ходе обсуждения много говорилось о региональной составляющей в деятельности полиции. Поэтому в статье 3 «Правовая основа деятельности полиции» появилась новая часть, которая закрепляет положение о том, что в сфере компетенции субъектов Российской Федерации по вопросам общественного порядка и обеспечения общественной безопасности полиция руководствуется соответствующими региональными законами. Также хочу обратить особое внимание, что до 1 января 2012 года финансирование деятельности полиции осуществляется как из федеральных, так и из местных бюджетов.


Что касается функции следствия, то на полицию возлагается обязанность выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно. Подобный подход, безусловно, отвечает запросам общества на повышение эффективности в работе правоохранительных органов, обеспечивает оперативность в действиях органов правопорядка, поскольку фактор времени играет ключевую роль в успехе раскрытия уголовных преступлений.


Крайне важный для общества и полиции блок изменений связан с усилением требований к кадровому составу, определению основных социальных гарантий, необходимых для качественного выполнения полицейскими возложенных на них функций.


Согласно новой редакции законопроекта, сотрудники органов внутренних дел подлежат внеочередной аттестации, порядок и сроки которой будут определены Президентом России. Подобный подход, с одной стороны, обеспечивает непредвзятость в оценке личного состава, с другой стороны - нацеливает на набор в ряды полиции лучших по своим профессиональным и личным качествам претендентов.


В случае увольнения из полиции по таким основаниям, как совершение поступка, порочащего честь сотрудника полиции, осуждение за уголовное преступление, предоставление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в полицию, и в ряде других случаев - специальное звание за сотрудником не сохраняется. Также новой редакцией исключены случаи, когда при поступлении на службу в полицию гражданин не проходит испытательный срок. При этом в ближайшее время будет разработан специальный закон, регламентирующий вопросы прохождения службы в органах внутренних дел.


Президент России Д.А.Медведев поручил разработать отдельный закон, связанный с обеспечением социальных гарантий полицейским. Вместе с тем ряд положений предлагается закрепить уже в рассматриваемом документе. В частности, полицейским необходимо гарантировать права на обязательное медицинское страхование, обеспечение жильем, льготы на проезд в общественном транспорте. Два последних обстоятельства особенно важны для обеспечения эффективной работы, прежде всего, участковых уполномоченных полиции.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию "милиция в РФ"?
2. Перечислите основные задачи милиции.
3. Назовите основные принципы, на которых строится деятельность милиции.
4. В чем заключается обязанность сотрудников милиции защищать права и свободы человека и гражданина?
5. Что относится к основным задачам криминальной милиции?
6. Что относится к основным задачам милиции общественной безопасности?
7. Перечислите основные обязанности милиции.
8. Назовите основные права сотрудников милиции при выполнении возложенных на них обязанностей.
9. В каких случаях сотрудники милиции могут применить физическую силу?
10. Какие специальные средства применяются милицией, и в каких случаях?
11. В каких случаях сотрудникам милиции запрещается применение специальных средств?
12. В каких случаях сотрудники милиции могут применить огнестрельное оружие?
13. Какие требования предъявляются к гражданам поступающим на службу в милицию?
14. Какие органы осуществляют контроль и надзор за законностью деятельностью милиции?