На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаУправление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности → Правовое регулирование и органы обеспечения БЖД

Конституционный строй и порядок - основа безопасности Российской Федерации


Первая глава определяет основы конституционного строя, защищающего важнейшие ценности страны: сущность Российского государства, правовое положение личности, принципы экономических отношений, порядок пользования землей, основы политической системы общества, особенности взаимоотношений государства, общественных и религиозных объединений. Основы конституционного строя составляют нормативную базу для остальных положений Конституции, действующих законов и иных нормативно-правовых актов РФ. Последующие главы Конституции развивают и конкретизируют положения, закрепленные в первой главе.


В Статье 1 закреплено, что Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Данная статья имеет основополагающее значение. В ней устанавливаются форма государственной власти в РФ, режим политической, экономической и иных свобод личности в обществе. Современное государство включает в себя: представительные (законодательные) органы власти; главу государства; правительство, министерства и иные органы исполнительной власти; правоохранительные органы: суды, прокуратуру, налоговую службу, милицию; исправительно-трудовые учреждения. Государственные органы организованы в единое целое и находятся между собой в определенной взаимосвязи.


Под формой государства понимаются способы взаимоорганизации этих государственных органов. Форма государства показывает, как организована и осуществляется государственная власть, какие методы она использует в своей деятельности, каково национально-территориальное устройство государства. Форма государства включает в себя: форму правления, форму государственного устройства, политический режим.


Форма правления - порядок образования и организация высших органов государственной власти, их взаимоотношения с нижестоящими государственными органами и населением.


Различают две основные формы правления: монархию и республику. В государствах, имеющих монархическую форму правления верховная, как правило пожизненная, власть принадлежит единоличному главе государства - монарху. В РФ действует республиканская форма правления, при которой все граждане России, согласно Конституции, имеют право участвовать в формировании законодательной власти РФ - Федерального Собрания, а также избрании главы государства - Президента РФ путем всенародного голосования.


Форма государственного устройства - это внутреннее строение государства, его национально-территориальное устройство. Различают унитарную, федеративную и конфедеративную формы государственного устройства.


Унитарное государство - это цельное, единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих признаками суверенитета. В таких государствах установлены единая система высших органов государственной власти, единая правовая и законодательная системы. Примером таких государств являются Франция, Англия, Бельгия, Украина и др.).


Федеративное государство - это сложное государство, составные части которого обладают суверенитетом или являются государственноподобными образованиями, т.е. обладают тем или иным набором признаков суверенитета. Наряду с общефедеративными органами власти, общефедеративной правовой системой, в таком государстве существуют высшие органы и законодательство субъектов Федерации. Примером современной Федерации являются Россия, США, Бразилия и др. Федерациями в настоящее время являются 21 государство, в которых проживает почти одна треть населения земного шара.


Под конфедерацией понимается объединение государств, создаваемое для достижения определенных (как правило, временных) целей.


Российское государство представляет собой федерацию, объединяющую в настоящее время 83 субъекта: 21 республику, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономную область, 4 автономных округа. Обсуждается вопрос о дальнейшем укрупнении субъектов Федерации путем их слияния. Органы законодательной власти субъекта Федерации в пределах, предоставленных им Конституцией, самостоятельно принимают законы и иные нормативно- правовые акты. Определенную часть важнейших вопросов решают непосредственно федеральные органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации и Правительство. В условиях России, являющейся многонациональным государством, федеративная форма государственного устройства позволяет учесть интересы всего национального народа.


Политический режим как элемент формы государства представляет собой совокупность методов (способов) осуществления государственной власти. Политические режимы подразделяются на демократические и антидемократические (авторитарные). Российская Федерация - демократическое государство.


Для демократического режима характерны участие народа в формировании органов государственной власти и местного самоуправления, широкий спектр политических свобод граждан, режим законности, охрана прав и законных интересов граждан, и др. Авторитарные режимы - деспотия, фашизм - характеризуются бесправным положением граждан, их отстранением от государственной деятельности, наличием единоличной власти. В странах с таким режимом -произвол и беззаконие, государство пренебрегает правами и свободами человека.


Конституция говорит о том, что Россия является правовым государством. Таковым может быть признано государство, в котором обеспечивается верховенство закона (т.е. безусловное подчинение всех членов общества и государства закону), последовательно проводится принцип разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную, а также признаются и гарантируются права и свободы каждого человека.


Равнозначность наименований "Российская Федерация" и "Россия" говорит о том, что оба понятия обозначают российское государство и могут использоваться как в официальных документах, так и в любых других текстах.


Согласно ст.2 человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Впервые провозглашается обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права человека. Это важнейшее положение дублируется и в ст.18 Конституции.


В соответствии со ст. 3 и 4 носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию.


Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Признание народа единственным источником власти и носителем суверенитета - признак демократического государства с республиканской формой правления, каковым является Российская Федерация.


Суверенитет - полное верховенство власти внутри страны и ее независимость во внешней политике, полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства.


Российская Федерация обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на территории России не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти или поставить себя над ней.


Свою власть народ осуществляет в двух формах демократии: прямой (непосредственной) и представительной. Последняя реализуется прежде всего через представительные учреждения и другие выборные органы. Выделяют следующие институты непосредственного выражения власти народа: выборы, референдум, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения. Одни из них носят императивный характер и не нуждаются в санкции органов государственной власти, другие имеют консультативный характер. Но независимо от юридической природы различных институтов прямого волеизъявления, их влияние на механизм принятия государственных решений всегда велико, ибо в них находит выражение воля народа.


Высшим непосредственным осуществлением власти народа являются свободные выборы. Путем выборов формируются представительные органы государственной власти РФ, субъектов Федерации, представительные органы местного самоуправления. В соответствии с федеральным законом избирается Президент РФ (ст. 81 Конституции). Принципы избирательного права - всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании - обязательны для всех выборов в России.


Референдум - всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения.


Захват власти, присвоение властных полномочий влекут за собой преследование по федеральному закону. Конкретные формы ответственности за такие преступления определены Уголовным Кодексом РФ, вступившим в действие с 1 января 1997 г. В разделе Х "Преступления против государственной власти" содержатся статьи, устанавливающие уголовную ответственность за действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, а равно на насильственное изменение конституционного строя РФ (ст. 278 УК РФ). Установлена также ответственность за публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ (ст. 280 УК РФ).