На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаБезопасность жизнедеятельности детей → Чрезвычайные ситуации

Чрезвычайные ситуации по энциклопедии школьника: железнодорожный транспорт


В транспортной системе России лидирующую позицию по количеству перевозимых грузов и пассажиров занимает железнодорожный транспорт. На его долю приходится более 65% суммарного грузооборота и 42% пассажирооборота страны. Железные дороги справедливо называют "кровеносными сосудами народного хозяйства". По железным дорогам России курсируют одновременно тысячи пассажирских, грузовых и специальных составов.


Первый российский паровоз изобрели отец и сын Черепановы в 1834 Первая железная дорога в России была открыта 30 октября 1837 года между Петербургом и Царским Селом. Ее протяженность составила 25,6 км. В 2003 году протяженность железнодорожных путей в России составляла 86 тысяч километров. Более трети этих дорог электрифицировано.


Протяженность самой длинной в России железной дороги Москва -Владивосток составляет 9288 километров. Этот путь пассажиры преодолевают на поезде за 7 суток.


Скорость грузовых поездов достигает 90 км/час, пассажирских - 120 км/час, а на отдельных участках - до 200 км/час. Тормозной путь состава в среднем 800 - 1600 метров. Рекордная скорость современного состава составляет 515,2 км/час.


Железнодорожный транспорт - это обширная, разносторонняя, государственная отрасль хозяйства, которая включает в себя:

  1. работников железной дороги;
  2. железнодорожное полотно: рельсы, шпалы, стрелки;
  3. железнодорожные составы: локомотивы, вагоны, цистерны, рефрижераторы, платформы;
  4. железнодорожные депо: ремонтные мастерские, складские помещения, запасные пути;
  5. железнодорожные вокзалы.


Особенностями железнодорожного транспорта являются:

  1. большая масса подвижного состава. Общая масса грузового поезда составляет около 5 тысяч тонн, масса пассажирского состава - около 1 тысячи тонн, масса одной цистерны - 80 -100 тонн;
  2. определенное количество вагонов в составе: в пассажирском поезде в среднем 16, в грузовом - 75. Максимальное число вагонов в составе 110;
  3. электроток высокого напряжения до 30 кВ;
  4. высокая скорость движения подвижного состава;
  5. опасные участки дороги: мосты, тоннели, спуски, подъемы;
  6. наличие человеческого фактора: управление локомотивом, комплектование составов, диспетчерское обслуживание.

Железнодорожный транспорт представляет собой реальную угрозу не только для пассажиров, работников железной дороги, но и для населения, проживающего в непосредственной близости от железнодорожных путей, станций, вокзалов, депо. Это связано с перевозками по железной дороге большого количества легковоспламеняющихся, взрыво-химически-радиационно опасных материалов. Перечень подобных грузов насчитывает более 400 наименований. Нередко большое количество опасных грузов скапливается на станциях, что представляет угрозу для пассажиров, работников железной дороги, населения, проживающего в непосредственной близости от объектов железнодорожного транспорта.


Основные причины ЧС на железнодорожном транспорте:

  1. Сход подвижного состава с рельсов (крушение) в результате столкновений, нарушения целостности путей, обрушения мостов.
  2. Пожары, взрывы, утечки опасных грузов.
  3. Наезд поездов на автомобили, гужевой транспорт, на мотоциклистов, велосипедистов, пешеходов.
  4. Воздействие неблагоприятных погодных условий и стихийных бедствий: землетрясения, наводнения, обвалы, лавины, сели, оползни, ураганы, обильный снегопад, низкая температура воздуха.


ЧС на железнодорожном транспорте приводят к травмированию и гибели людей, повреждению и уничтожению материальных ценностей, нанесению ущерба окружающей природной среде.


Одна из самых страшных трагедий на железной дороге произошла в Великобритании в 1952 году. В результате столкновении трех поездов погибло 112, ранено более 300 человек.


6 июня 1981 года в штате Бихар (Индия) несколько вагонов пассажирского поезда сорвалось с моста в реку Багмати. Эта трагедия унесла Жизни более 800 человек.


В сентябре 1982 года близ города Цюpиxa (Швейцария) электропоезд столкнулся на переезде с туристским автобусом. Погибло около 40 человек, многие ранены.


16 марта 1988 года на тридцатом километре железнодорожного пути "Ленинград - Москва" Октябрьской железной дороги сошел с рельсов пассажирский поезд, при этом вагоны загорелись в результате крушения десятки человек погибли, свыше 100 пассажиров госпитализированы.


2 мая 1994 года в Индии трактор с прицепом, набитым людьми, пытался проскочить через железнодорожный переезд, несмотря на приближение пассажирского поезда. Произошло столкновение. Погибло 35 человек.


3 июня 1998 года в местечке Эшеде (Германия) произошла катастрофа скоростного поезда "Мюнхен - Гамбург". Причиной ЧС стало сломанное колесо, которое вызвало самопереключение стрелки и сход состава с рельсов. Поезд врезался в опоры моста через железнодорожное полотно на скорости около 200 км/час. Погиб 101 человек.

15 апреля 1995 года в предместье города Каира (Египет) на Железнодорожном переезде произошло столкновение пассажирского состава с автобусом. При этом погибло 70 человек.


26 сентября 1996 года. Ростовская область. На неохраняемом железнодорожном переезде перегона Мокрый Батай - Конармейская произошло столкновение маневрового тепловоза с автобусом, перевозившим детей. Погибло 22 человека, из которых 21 школьник в возрасте от 7 до 17 лет. 19 детей получили серьезные травмы, 5 из них стали инвалидами.


3 марта 1997 года произошла железнодорожная катастрофа В Пакистане, которая унесла 120 человеческих жизней. 200 человек были тяжело ранены.


В мае 1997 года в Китае произошло столкновение двух пассажирских поездов. Погибло около 100, ранено более 400 человек.


5 февраля 2002 года. ЮАР. В 70 километрах от портового города Дурбан произошло столкновение пассажирского и товарного составов. Большинство пассажиров поезда составляли дети, после занятий возвращавшиеся домой. Причиной ЧС стало прекращение работы автоматической сигнализации из-за кражи медного кабеля, идущего к семафорам. Погибло 26 человек, из которых 12 - дети. 67 пассажиров получили тяжелые ранения.


В московском регионе за год под колесами поездов и электричек погибает примерно 1500 человек, травмируется около 2 тысяч человека.