На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаБезопасность жизнедеятельности детей → Чрезвычайные ситуации

Чрезвычайные ситуации по энциклопедии школьника: травматизм школьников


Травмой называется внезапное нарушение целостности ткани или органа в результате воздействия поражающего фактора на организм человека.


Проблемой общегосударственного масштаба является травматизм школьников, который наносит вред здоровью детей, лишает их жизни, вызывает тяжелые переживания родственников, одноклассников, учителей. В последние годы в нашей стране наблюдается устойчивая тенденция постоянного роста уровня травматизма школьников. Основные причины этого явления заключаются в нарастании концентрации техники в быту и на улице, ускорении ритма жизни, ухудшении экологической обстановки, снижении уровня физического развития школьников при одновременном повышении психических нагрузок. Более 80% ежегодно травмируемых школьников ведет малоподвижный образ жизни.


В развитых странах ежегодно погибают более 20000 детей в возрасте от 1 года до 14 лет. Травмы составляют 40% от всех смертельных случаев в этой возрастной группе. Наиболее типичными случаями смертельного травматизма являются: ДТП, утопление, пожары, отравления, намеренные травмы.


Основная масса (70%) детского травматизма в России приходится на долю школьников.

Чаще всего школьники травмируются по своей вине, и объясняется это психологической особенностью растущего организма: любознательностью и большой подвижностью, с одной стороны, и чрезвычайной самоуверенностью, недостатком жизненного опыта, эмоциональной неуравновешенностью - с другой. В школьном возрасте дети особенно любят лазать по заборам, деревьям, играть на строительных площадках. Школьники готовы любым способом доказать свою смелость и бесстрашие, которые они часто неправильно понимают.


Чрезмерная двигательная активность школьников в младших и средних классах еще не подкреплена соответствующими навыками и вниманием. Поэтому в опасных ситуациях у них не возникает нужной реакции на происходящее. Кроме того, когда дети начинают посещать школу, они получают некоторую самостоятельность, чаще бывают на улице без присмотра взрослых. Все это способствует возникновению несчастных случаев, травмированию и даже гибели школьников.


Травматизм школьников имеет ярко выраженную сезонность. Частота травм увеличивается в весеннее и осеннее время года. Весной это связано с тем, что школьники большую часть времени проводят на открытом воздухе. Осенью увеличение числа несчастных случаев связано с отвыканием школьников от городской обстановки после летнего отдыха. Еще один всплеск травматизм отмечается в январе во время зимних каникул.


В течение недели пик травматизма приходится на понедельник. Связано это с нарушением в выходные дни привычного для будней ритма жизни и режима дня.


В течение суток наблюдается два пика травматизма. Первый - после 12 часов дня, когда заканчиваются занятия в первой смене и школьники идут домой. Второй - после 17-18 часов, когда заканчиваются занятия второй смены и наступает время активного отдыха школьников. Статистика показывает, что 55% травм дети получают во второй половине дня.


По данным Всемирной организации здравоохранения, травматизм стоит на первом месте среди причин смертности детей в развитых странах мира.


Ежегодно в России регистрируется более 2 миллионов случаев травматизма школьников. За последние пять лет в России погибло около 112 тысяч школьников.


В США каждый год более 2 миллионов детей получают различные травмы. В Казахстане ежегодно травмы получают свыше 200 тысяч детей и подростков. За год на Украине гибнет более 4000 детей.


Травмы у мальчиков наблюдаются в 2 - 3 раза чаще, чем у девочек. Чаще всего травмируются школьники в возрасте 11-14 лет, 47% травм происходит с детьми этой возрастной категории. Это объясняется высокой эмоциональностью детей в этот период и недостаточно полной осознанностью своих поступков.

Структура детского травматизма

Структура детского травматизма


Травматизм школьников можно условно разделить на пять групп:


Бытовой: травмы получены в квартире, во дворе, в местах проведения отдыха. Уличный: травмы получены на улице, на дороге.


Школьный: травмы получены во время пребывания в школе.


Спортивный: травмы получены при занятии физической культурой и спортом.


Прочий: травмы получены на воде, на сельхозработах, в походах.


За последние 10 лет в структуре детского травматизма по месту их получения произошли некоторые изменения. Изменившиеся социально-экономические условия жизни значительно повлияли на структуру детских травм. Школьники стали меньше времени проводить дома, реже заниматься спортом. В последние годы растет уровень уличного травматизма, и в некоторых регионах он уже вышел на первое место в структуре детского травматизма. Рост школьного травматизма связан, прежде всего, с увеличением учебной нагрузки. Еще одной причиной детского травматизма можно считать ослабление костно-мышечной системы школьников.