На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаБезопасность жизнедеятельности детей → Чрезвычайные ситуации

Чрезвычайные ситуации по энциклопедии школьника: способы переправы


С целью предотвращения травмирования ног обувь снимать не следует, ее нужно надежно закрепить на ногах. Для разведки дна, глубины реки, сохранения равновесия тела можно использовать палку (шест) длиной 3-4 метра, упираясь ею со стороны напора воды. Во время переправы не рекомендуется смотреть на воду из-за возможного головокружения и потери равновесия тела; смотреть нужно на место выхода из воды. Преодолевая водную преграду вброд, одежду и снаряжение нужно держать над головой.


После выхода из воды - сразу же одеться. Нельзя преодолевать водную преграду вброд при бурном течении, наличии преград, плавающих бревен, движущихся в воде камней, в случае низкой температуры воды. Для обеспечения безопасности при преодолении водных преград вброд необходимо провести разведку дна, замерить глубину воды и скорость течения. Нельзя начинать переправу до тех пор, пока существует угроза получения травмы.


Нередко берега рек бывают крутыми, обрывистыми, мокрыми, скользкими, что может стать причиной падения и травмирования человека при спуске к воде. В этой ситуации необходимо соблюдать осторожность, использовать страховку, взаимопомощь, соорудить ступени.


Во время переправы через водные преграды, особенно в холодное время года, важно сохранить сухими одежду, обувь, продукты питания, медикаменты, снаряжение. Для этого их следует завернуть в водонепроницаемую ткань и завязать крепким узлом. Сверток держать над головой и переправляться с ним; также его можно закрепить на плотик. Сразу после выхода из воды следует надеть сухую одежду, обувь и согреться.


В процессе переправы турист может оказаться в водном потоке, получить травму, переохладиться, потерять сознание. После попадания в воду необходимо удерживаться на плаву и передвигаться к берегу, используя особенности водотока: течение, отмели, перекаты, характер русла. При отсутствии такой возможности можно расположиться в относительно безопасной зоне: на острове, на отмели, в «тени камня», набраться сил для дальнейшего движения или дождаться помощи. Находясь в воде, необходимо постоянно контролировать свое положение и окружающую обстановку.


В случае, когда школьник не может самостоятельно выбраться из воды, ему необходимо незамедлительно оказать помощь: бросить веревку ИЛИ плавающий предмет, приблизиться к нему на страховке и вытащить из воды, поднять на борт плавсредства, оказать помощь после извлечения из воды.


При наличии плавсредств: лодка, ПЛОТ, умении ими пользоваться, спокойном характере водотока его преодоление не представляет особого труда и опасности. Главным условием безопасности в этой ситуации является соблюдение правил погрузки, поведения на плавсредстве, выгрузки.

Тень камня

Тень камня


Определение расстояний

Для определения пройденного расстояния используется два основных способа: подсчет количества шагов и контроль времени движения. В первом случае среднюю длину шага умножают на количество шагов. Во втором случае среднее расстояние, пройденное за один час, умножают на количество часов пути.

  1. Средняя длина шага школьника при нормальной ходьбе составляет 50 - 60 см.
  2. Среднее расстояние передвижения за один час составляет 3-4 км.

Расстояние до недоступных предметов определяется несколькими основными способами.


Глазомер - определение расстояния без использования специальных оптических приборов. На расстоянии 2-3 километров различаются только очертания больших деревьев, на расстоянии 1 километра отчетливо виден ствол дерева, на расстоянии 500 метров становятся видны большие сучья, на расстоянии 300 метров видны ветки, а на расстоянии 200 метров можно различить даже листья.


Расстояние до человека можно определить с помощью миллиметровой линейки по формуле: Д = 1000:р (мм), где р - количество миллиметров, закрывающих видимый рост человека при удалении линейки на расстояние вытянутой руки от глаза.


Дальномер -специальное приспособление для определения расстояния. Простейший дальномер может быть изготовлен из картона, металла, дерева. Основание прямоугольного треугольника имеет длину 80 мм, а высоту 17 мм. Для определения расстояния до предмета дальномер необходимо удерживать на расстоянии 50 сантиметров от глаз, передвигать вправо (влево) так, чтобы измеряемый предмет точно поместился между линиями. Цифра, расположенная в этом месте, покажет расстояние до него.


Для определения ширины реки (оврага) необходимо встать на берег и надвинуть фуражку на лоб так, чтобы из-под края козырька был виден только обрез воды на противоположном берегу. Далее, не меняя наклона головы и положения фуражки, поверните голову вправо (влево) на 90", заметьте предмет на вашем берегу, который виден из-под края козырька фуражки. Расстояние до этого предмета примерно равно ширине реки.


Один из способов определения расстояния, недоступного для непосредственного измерения, связан с использованием законов геометрии и основан на равенстве треугольников. Для этого необходимо стать на берегу реки лицом к воде, заметить на противоположном берегу предмет в непосредственной близости от воды (В). Повернуться вправо на месте первоначального стояния (Д) и отмерить 50 шагов вдоль берега. В этом месте (О) ставится вертикальная веха. От нее в том же направлении отмерить еще 50 шагов (С). Затем, повернувшись вправо, необходимо двигаться от реки перпендикулярно берегу до тех пор (А), пока веха в точке (О) и предмет на противоположном берегу (В) не окажется в створе (на одной линии). Измерьте расстояние между точками (С) и (А), оно будет соответствовать ширине реки.


Если берег реки представляет собой равное пространство, то для измерения ее ширины может быть использован следующий способ.

Определение расстояния до недоступного предмета

Определение расстояния до недоступного предмета


Станьте в точке (А) и выберите на противоположном берегу около воды 2 неподвижных предмета (ориентира); затем, держа в вытянутой руке травинку или проволоку, которая закрывает промежуток между ориентирами, сложите ее пополам и отходите от реки до тех пор, пока расстояние между ориентирами не уложится в сложенную пополам травинку (В). Расстояние между точками (А) и (В) равно ширине реки.


Расстояние до недоступного предмета можно определить но идущему человеку. Для этого необходимо закрыть левый глаз, вытянуть руку вперед и отогнутъ большой палец вверх; уловив момент, когда палец закроет фигуру движущегося человека, необходимо закрыть правый глаз, а левый открыть. При этом ведется подсчет шагов до того момента, когда палец наблюдателя снова закроет идущего человека. Полученное количество шагов умножается на 10 - это и есть искомое расстояние.


Для определения высоты вертикальных предметов используется способ, который основан на измерении длины теней самого предмета и специальной, вертикально установленной вехи известной длины. После измерения длины тени и вехи определяется, во сколько тень предмета длиннее тени вехи. Результат умножается на длину вехи, полученная величина соответствует высоте искомого предмета. При отсутствии тени высота вертикальных предметов определяется следующим способом.


Рядом с измеряемым предметом необходимо установить вертикально палку заранее известной длины и отойти на расстояние 25 - 30 шагов. В вытянутой руке держать перед глазами вертикально карандаш или ровную палочку. Отметить на карандаше высоту вертикальной палки и измерить это расстояние. Затем мысленно уложить это расстояние на измеряемый предмет. Умножьте полученное количество раз на длину палки - это и будет искомая величина.

Для успешного и безопасного передвижения очень важно знать крутизну склона. Ее можно определить следующим способом. Станьте лицом к склону у его основания, вытяните руку вперед. Если пальцы руки касаются склона, то его крутизна составляет примерно 60°. Возьмите в руки ледоруб или палку такой же длины - 60 - 70 сантиметров. Если штычок ледоруба касается склона, его крутизна составляет примерно 45°. Если до склона остается расстояние, равное длине еще одного ледоруба, то крутизна склона составляет примерно 30°.