На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаБезопасность жизнедеятельности детей → Чрезвычайные ситуации

Чрезвычайные ситуации по энциклопедии школьника: способы передвижения


С наступлением холодов землю покрывает белоснежный, пушистый снег. Если его толщина достигает 30 сантиметров и более, пешее передвижение в этих условиях связано с большими трудностями. В первую очередь это связано с необходимостью пробивать сплошную дорогу или вытаптывать ступени в свежевыпавшем или отдельные лунки в лежалом снегу. Такая работа требует больших физических нагрузок, приводит к быстрому утомлению, снижению скорости передвижения, частой смене впереди идущего, продолжительному отдыху для восстановления сил. По снежному склону нужно идти след в след по прямой линии или «серпантином», ногу ставить на всю ступню.


Особую трудность и опасность представляет передвижение по заснеженным склонам с лежалым (старым) снегом, поскольку падение в этих условиях приводит к скольжению с большой скоростью. Для осуществления самозадержания в случае падения на снежном склоне необходимо: перевернуться на живот, расположить тело вдоль склона, головой вверх по направлению к склону, широко раскинуть ноги и упереться носками в склон, при наличии альпенштока или ледоруба зарубиться в склон, удерживаться на нем, ждать помощи.

Задержание на снежном склоне

Задержание на снежном склоне


Для облегчения и увеличения скорости передвижения но снегу используются снегоступы и лыжи. Длина лыж выбирается такой, чтобы их владелец доставал верх стоящей лыжи согнутыми пальцами вытянутой руки. Весовой прогиб лыж должен обеспечивать их опору на снег по всей скользящей поверхности, а направляющий желобок - быть ровным по всей длине лыжи. На лыжах используются полужесткие и жесткие крепления. Лыжные палки должны быть на 3 - 5 сантиметров ниже плечевого сустава.


По ровным участкам местности передвигаются на лыжах, как правило, двухшажным ходом. На пологих склонах, по насту и при хорошем скольжении применяется одновременный бесшажный или одно-двухшажный ход. Подъем по склонам осуществляется ступенчатым шагом, «полуелочкой», «елочкой», «лесенкой». Спуск осуществляется В основной или низкой стойке. Торможение производится «плугом» или «упором». В отдельных случаях, чтобы остановиться, применяется падение. Для этого нужно присесть как можно ниже и упасть назад в сторону.

Болотоход

Болотоход


Нередко на пути следования туристов встречаются болота. Болотом называется топкое место со стоячей водой и специфической растительностью. Болота бывают верховыми, низовыми, лесными, торфяными. Передвижение по болотам представляет собой чрезвычайную опасность, поскольку связано с риском для жизни. Оно должно осуществляться только в случае крайней необходимости, обязательно в группе и при наличии средств спасения: веревка, шест, спасательный жилет. Вязкий грунт, вода, растительность, кочки, топкие участки, постоянное чувство страха создают дискомфорт и опасность. Большое количество воды приводит к намоканию одежды, обуви, снаряжения.


Скорость передвижения по болоту мала. Отсутствие возвышенных сухих мест делает практически невозможным разведение костра. Передвигаться по болотам нужно только тропами, можно использовать болотоходы. Все вещи должны быть завернуты в непромокаемый материал. Лямки рюкзака следует максимально ослабить. Расстояние между идущими должно составлять 5-7 метров. Впереди идущего необходимо страховать веревкой.


Каждый участник движения по болоту должен иметь шест длиной 3-4 метра для измерения глубины, разведки дна, удержания равновесия и опоры в случае падения. По болотам можно передвигаться с кочки на кочку, по моховой полосе, по кустарникам или корневищам растений. Шаги должны быть короткими, останавливаться на одном месте нельзя. Отдыхать можно только на твердой почве или у деревьев. Ходить по болоту в одиночку нельзя.


Если школьник провалился в болото, необходимо незамедлительно сбросить рюкзак, принять горизонтальное положение, опереться на шест. Выбираться нужно постепенно, не делать резких движений, не барахтаться. Для оказания помощи пострадавшему используется веревка или шест.


Важную роль для обеспечения безопасности школьников при пешем передвижении играет обувь. Она должна подбираться с таким расчетом, чтобы пальцам ног было свободно после надевания двух носков или портянок. Это условие обеспечивается использованием обуви на два размера больше обыкновенного. Обувь должна быть на твердой подошве, обязательно со стельками. Преодолевать большие расстояния пешком в обуви с мягкой подошвой очень тяжело, это приводит к утомлению подошвы ног, образованию наминов и потертостей.


Во время пешего перехода необходимо постоянно следить за состоянием ног. Нельзя допускать их переохлаждения, образования мозолей, повреждений, потертостей. Потертости возникают при ношении обуви маленького размера, мокрых носков и портянок. В случае их появления нужно обмыть пораженное место водой, наложить слой ваты и забинтовать. Если на ногах образовались волдыри-водянки, их нужно проколоть стерильной иглой или булавкой, выпустить жидкость, заклеить пластырем, забинтовать.

В случае попадания в обувь посторонних предметов: камешек, песок, почва необходимо остановиться, снять обувь, освободить ее от этих предметов. Неисправная, некачественная, несоответствующая реальным условиям и требованиям обувь способствует срывам и падениям, растяжению связок и их разрыву, образованию наминов и мозолей, намоканию и переохлаждению ног. Поэтому в пешем походе необходимо постоянно следить за состоянием обуви, своевременно ее ремонтировать и сушить. Некачественная обувь или ее отсутствие непременно приведет к возникновению трудностей или даже ЧС.