На главную Написать сообщение Поиск по сайту Новости публикаций Плакаты и знаки по охране труда и БЖД Видео по охране труда и технике безопасности Зарубежные средства индивидуальной защиты Юридическая консультация онлайн
В начало разделаБезопасность жизнедеятельности детей → Чрезвычайные ситуации

Чрезвычайные ситуации по энциклопедии школьника: безопасность на уроках химии


Школьный учебный предмет "Химия" является одним из наиболее опасных в общеобразовательных учебных учреждениях. Это связано с регулярным проведением демонстрационных опытов, лабораторных и практических работ с использованием вредных, горючих, легковоспламеняющихся, взрывоопасных веществ, источников открытого огня и хрупкой стеклянной посуды: колбы, банки, пребыванием учащихся в воздушной среде, насыщенной опасными испарениями.


Опасные факторы:

  1. Вредные, горючие, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные вещества.
  2. Открытый огонь.
  3. Хрупкая стеклянная посуда.
  4. Опасные испарения.


Возможные ЧС:

  1. Пожары.
  2. Взрывы.
  3. Утечки сетевого газа.
  4. Попадание опасных веществ в организм, на кожу, слизистые оболочки.


Типичные травмы:

  1. Химические и термические ожоги.
  2. Порезы разбившимся стеклом.
  3. Отравления.
  4. Электротравмы.

Наличие большого количества вредных факторов в одном помещении представляет значительную опасность для школьников. При нарушении правил техники безопасности в кабинете химии, несоблюдении правил проведения работ, невнимательности учащихся возможно возникновение различных чрезвычайных ситуаций.


29 февраля 2000 года. Москва. В школе-интернате №940 на ул. Маршала Тухачевского семеро школьников получили отравление парами реактива на уроке химии. Химические реактивы по неосторожности пролили на пол во время занятий. Срочно была проведена полная эвакуация учеников из здания школы. Прямо с урока 7 школьников были отправлены в институт имени Склифосовского.


24 января 2001 года. Новосибирск. В школе №45 во время опытов на уроке химии пострадал 14-летний школьник. При воспламенении магния он получил ожоги рук и прямо с урока был госпитализирован в ожоговый центр.


14 марта 2001 года. Эвенкийский автономный округ. Сильный пожар уничтожил один из корпусов школы-интерната в поселке Тура. Пожар начался в кабинете химии от короткого замыкания в электропроводке, а затем очень быстро охватил все здание. Жертв и пострадавших не было. Построенное в начале 60-х годов двухэтажное деревянное здание сгорело полностью.


24 ноября 2003 года. Краснодарский край. В городе Тихорецке 26 учеников 5-го клаcca отравились парами в кабинете химии. На перемене в кабинете химии средней школы №2 четверо десятиклассников смешали в ведре растворитель и обойный клей. После того, как начался урок, ученики отродились испарениями ядовитого вещества. Все пострадавшие с отравлением средней тяжести были госпитализированы в местную больницу, где им была оказана неотложная медицинская помощь.


С целью профилактики ЧС и травматизма на уроках химии учащиеся обязаны выполнять правила поведения в кабинете химии, инструкции и требования по технике безопасности.

Общие требования безопасности на уроках химии

  1. В помещении кабинета (лаборатории) разрешается находиться только в присутствии преподавателя химии.
  2. Допуск посторонних лиц в кабинет химии во время проведения экспериментов разрешается только с разрешения преподавателя химии.
  3. Во время работы в кабинете учащиеся обязаны быть в халатах и по указанию преподавателя пользоваться средствами индивидуальной защиты: перчатки, фартук, предохранительные очки, поддерживать порядок на рабочих местах.
  4. Прежде чем приступить к выполнению практической работы, необходимо изучить по учебнику или пособию порядок ее проведения.
  5. Перед работой с реактивами необходимо ознакомиться с их свойствами, обращая особое внимание на огнеопасность, ядовитость, возможность образования взрывчатых смесей с другими веществами. Пользоваться реактивами можно лишь в том случае, если на их упаковках имеется четкая надпись названия, характеристика вещества, инструкция по применению.
  6. Приступать к самостоятельной работе можно только после проведения инструктажа и получения на это разрешения.
  7. Следует соблюдать все указания преподавателя по безопасному обращению с реактивами и растворами, методам нагревания и наполнения сосудов.
  8. Подготовленный к работе прибор необходимо предварительно показать преподавателю или лаборанту.
  9. Все опыты с ядовитыми и неприятнопахнущими веществами необходимо производить в вытяжном шкафу.
  10. По окончании работы учащиеся обязаны вымыть руки с мылом.